КУЛЬТУРА

СТРИТ-АРТ И УЛИЧНОЕ ИСКУССТВО. ГРАНИ

Тождественны ли понятия уличное искусство и стрит-арт? Объясняем понятие стрит-арта и принципы взаимодействия города и искусства.

Мария Шрамова
Мы продолжаем серию публикаций инициированную симпозиумом по терминологии российского уличного искусства "ТЕЗАУРУС", организованного Институтом исследования стрит-арта, в рамках которой расскажем об актуальных вопросах уличного искусства и постараемся разобраться в том, что же оно из себя представляет и как живёт это, казалось бы закрытое сообщество.
В терминологии уличного искусства легко заплутать непосвящённому, а количество художников, набравших популярность благодаря своим уличным работам исчислается даже не десятками. И хотя наш герой – выходец из граффити-культуры, он самобытен и практически лишён первоначального стремления утвердить своё "Я" с помощью одного только тега.

Стрит-арт – это, в первую очередь, высказывание: социальное ли или же политическое. Иногда это ирония, иногда критика, а иногда – сарказм. В отличие от граффити, обращённого к эго отдельно взятого художника, стрит-арт обращается к окружающей действительности и транслирует личное отношение к ней. И эта форма искусства стала по-настоящему востребованной в новой эпохе – нулевых.

Популяризация стрит-арта стала возможной благодаря технологиям: цифровой фотографии и интернету. Как? В ранние нулевые все те американцы и европейцы, чья молодость пришлась на расцвет граффити-культуры, уже были взрослыми реализовавшимися людьми – кто-то работал в модной индустрии, кто-то в медиа, кто-то в других средах, транслирующих определённую визуальную культуру массам. И после терактов 11сентября и начала военной кампании США в Ираке у этой прослойки общества ёкнуло. Нулевые стали периодом новой критики власти, ибо напряжённость на политической арене дала новый повод для недовольств населения. Одним из главных трансляторов чувств людей стал молодой уличный художник, имя которого все знают – Banksy. Классическая история успеха: нужное время, нужное место, нужный месседж. Те, для кого граффити было частью культурного кода, смогли воспринять это не как стеномарательство, воодушевились и разослали друзьям. Остальное – история. Banksy разошёлся по интернету с такой же помпой как расходились когда-то свежие альбомы Beatles и Rolling Stones, а количество последователей и интерес к уличным художникам в целом выросли до серьёзных масштабов.
Так началась наверняка известная вам волна популярности стрит-арта. Давайте же попробуем проникнуть в суть явления и разобраться – что же мы такое подразумеваем, употребляя термин "стрит-арт", и чем он отличается содержательно от других видов уличного искусства.

Banksy "Kissing coppers", London, 2004
Метафизика стрит-арта
Представьте: мы в лабиринте масс и пустот – каменных объёмов домов и «ущелий» улиц. Следуя по «проспектам» глобальных и авторитетных идей, мы сворачиваем в боковые улочки, путаемся в закоулках подсознания. Это движение от поверхности к глубинному смыслу, от «фасадов» к «нутру».
Развернувшийся перед нами образ "психического" города представляет собой аллегорию настоящего, где стрит-арт выбирает объектом своего воздействия закоулки и высотные точки. Это взгляд сверху: с крыш, чердаков, вершин акрополей, вышгородов. Когда сознание жителя города становится «дальнозорким», происходит «собирание частей» Целого, вечной духовной неустроенности человеческого сознания.
Стас Скворцов (редактор журнала о российском граффити PetroGraff): Улица является галереей для уличного художника. Никакая галерея не способна дать такое количество зрителей, откликов; город даёт совершенно иное качество обратной связи.
Уличное искусство, таким образом, порождает само сознание города, утверждают культурологи.
Известный теоретик искусства Теодор В. Адорно пишет: "Произведения искусства способны сделать своим достоянием своё гетерономное начало, свою вовлечённость в жизнь общества, поскольку они сами всегда представляли собой общественное явление". Поскольку город – явление социальное, то каждый житель участвует в проявлениях его самосознания.

И все же, в динамике развития уличного искусства существует определённая система предпосылок, включающая общий "уровень счастья" населения, экономическую и социальную удовлетворенность.
"Если понаблюдать за уличным творчеством в исторической перспективе, мы увидим, что оно достигало своего расцвета в эпохи развитого материального излишества. Закат Римской Империи и сегодняшние времена, они тоже по своему являются "имперским закатом", закатом большой капиталистической фазы (Я использую здесь капитализм без каких либо негативных коннотаций, а просто как констатирование факта). В 19 веке, несмотря на возможности, рисования на улице, в том числе технические, но не меньшие, по крайней мере, чем те, которые были во времена Помпеи, серьёзное уличное искусство отсутствовало. Об этом мы можем знать, к примеру, из писем Мунка, который в начале XX века в унисон с манифестом футуристов, говорил об отсутствии уличного искусства. Эти сетования свидетельствуют о том, что такой практики не было, но мы понимаем, что времена были не столь «нервические» как сегодня. Сегодня, во первых, безумная урбанизация XX века (если говорить о России): города приняли много неприкаянных людей. Один из таких самых мировых способов выражения несогласия с существующей моделью, как раз является уличное искусство. Это маркер, по которому можно понять, что в обществе все не так благополучно. Хотя, с точки зрения эстетической, оно становится интересным само по себе"
Sten&Lex, Palermo, 2012
Связь с понятиями уличного искусства и граффити
Изначально к уличному искусству относилось всё, что делалось на улице: вывески, политическая и коммерческая реклама, пропаганда, акционизм, etc. То есть всё, что предполагает место действия "улица". Хотя, по мнению некоторых теоретиков, уличное искусство – это совершенно другое явление, отличное от стрит-арта. Так или иначе, на сегодня определения «стрит-арт» и «уличное искусство» довольно размыты. Уличное искусство включает в себя и граффити, и инсталляции, и политический или коммерческий фасад, то есть гораздо большее количество практик, нежели стрит-арт.

Стрит-арт сегодня – это "марка", которая обозначает определённый пласт искусства. Говоря о стрит-арте, мы подразумеваем уличное происхождение этого искусства, а не "месте действия".
На самом деле, сегодня разделение стрит-арт и граффити весьма размыто: в Финляндии, например, не существует термина стрит-арт, здесь все уличное искусство называют «граффити». С другой стороны, нужно понимать, что сегодня стрит-арт – это не только граффити, но и уличные инсталляции, трафареты, скульптуры, практики, берущие своё начало в ситуативном искусстве 1960-70-х годов. Граффити является бессознательным вытеснением подавленных рефлексов (вспомним про теорию разбытых окон и подавленные протесты Бодрийяра), что часто способствует приходу в граффити уличных хулиганов, футбольных фанатов, политически активную молодежь. Со стрит-артом дело обстоит сложнее, он начинает говорить сознательно, используя средства визуальной коммуникации.

Некоторые исследователи называют стрит-арт пост-граффити, хотя, в сущности, два разных феномена. При этом пост-граффити можно назвать одним из источников формирования стрит-арта. Причины две: во-первых, пост-граффити переходит к изобразительному выражению идей, во вторых, ломает привычное граффити-сообществу принципы закрытости и начинает искать общественный "отклик". Стрит-арт, в отличие от пост-граффити, рефлексивен: он создаёт дополнительные смыслы в визуальном сообщении, не просто фиксируя реальность, а намечая "проблемные точки".
Слава PTRK, Шадринск, 2015
Другие важные отсылки
Связь с паблик-артом

Для разделения стрит-арта и паблик-арта главным критерием выступает легальность, санкция власти на свободное выражение художника. Для стрит-арта всегда был приоритетным элемент протеста. Если говорить о социальных взаимоотношениях в уличном искусстве, то можно опираться на схему элита-массы: паблик-арт это элитарное искусство, которое выходит в публичную сферу, это «искусство сверху», а стрит-арт – «искусство снизу».

В политическом отношении, стрит-арт всегда придерживался левых взглядов. Отметим, что в России и странах Прибалтики граффити-культура часто высказывает радикально правые идеи: например, расистские лозунги. Паблик-арт нацелен на проведение визуальной пропаганды, следовательно – идей центристкого или либерального толка.
Связь с китчем

Нельзя отрицать привлекающий подростков андеграунд стрит-арта, близость хип-хоп культуры, что в совокупности создаёт определённый «бренд» «стрит-арт», который "продается". Китч создаёт «эрзац» общественных масс, контркультуру, отрицающую принципы общественного общежития. С другой стороны, китч и вульгарность стали важными инструментами искусства XX века. Рефлексия искусства на само себя породило тоталитарное озлобление против выдуманного или реального, ненависть декадентства и парадигму «деконструкции». Китч пародирует прекрасное, ведь он всегда был «примесью» искусства.

В поэтике Аристотеля «очищение аффектов» связывается с возвращением искусству задачи воплощения своего идеала сублимации, катарсиса от прекрасного. И именно это, по Аристотелю, порождает цивилизационный прогресс. Так, работы стрит-арт художников объявляют городское пространство открытой коммуникативной средой, побуждая общество к гражданскому действию, ведь язык художественных образов интернационален.
Разделение на легальное и нелегальное чрезвычайно важно, в том числе и для становления художника. Художник, который работает только с паблик-арт программами, не сможет сделать какое-то серьёзное высказывание, то есть это очень сложно. Работа на заказ ограничивает право высказывания. Художник стрит арта рисует и за это ничего не берет, это формирует его право на силу высказывания. Любой паблик-арт проект ограничивает, художник должен быть очень развитой личностью, чтобы внутри рамок он сумел сказать что-то сильное, нонконформисткое. Стрит-арт художник только отдаёт, и это формирует силу его высказывания.
Тимофей Радя, Санкт-Петербург, 2016
Если граффити-культура была в каком-то смысле реакцией на урбанизацию, то стрит-арт – реакция на заполнение городских пространств рекламой брендов. Стрит-арт – попытка вернуть человеку общественную среду, отобранную крупными брендами, заполнившими город наружной рекламой, логотипами и диктующими свои правила поведения. Осознание того, что реклама влияет на наше сознание, съедает пространство и создаёт информационный шум, привело к написанию новых манифестов и развитию ряда идей, из которых мы выделим центральную. Идея «рекламоборчества», которая существует во многих городах Европы и Штатов. Британские художники встали в авангарде этой идеи, здесь существует целое движение RTS (аббревиатура от фразы «вернуть себе улицы»). Причины просты: когда городские поверхности становятся привлекательным товаром для рекламного бизнеса, уличная культура попадает в своеобразную осаду. Стрит-арт начинает закрашиваться, преследоваться, вводятся законы об уголовном наказании за вандализм. Такое давление приводит, естественно, к реакции, которую вполне ясно описал Banksy в своей книге:

«Любая реклама в общественном месте, которая не дает тебе выбор смотреть или нет – твоя. Ты можешь брать ее, переделывать и использовать по-своему. Спрашивать разрешения тут подобно просьбе оставить у себя камень, который кто-то кинул тебе в голову.
Ты не должен компаниям ничего. Больше чем ничего, ты не должен даже оказывать им почтения. Они тебе должны. Они переделали мир, поставив себя перед тобой. Они никогда не спрашивали твоего разрешения, поэтому никогда не спрашивай их.»

Пожалуй, именно это высказывание и будет лучшим объяснением того, чем же на самом деле является стрит-арт.

Благодарим Институт исследования стрит-арта за помощь в подготовке материалов
Made on
Tilda