"РОЖДЕНИЕ ФЕНИКСА" В ПЕТЕРБУРГЕ

Говорим с основателем Vertigo dance company Ади Шаалем об экологическом подходе к современному танцу, направлении сайт-специфик и Vertigo Eco-Art Village
Шрамова Мария, Четвертухина Ирина
Одна из самых известных в мире танцевальная компания Vertigo представит свою постановку "Рождение Феникса" на Международном фестивале современного танца OPEN LOOK. В рамках фестиваля Excoda поговорила с основателем танцевальной компании Ади Шаалем о том, чем так примечательно направление сайт-специфик, почему Израиль стал мировым лидером в современном танце и что происходит на просторах эко арт-деревни Vertigo.
Excoda: В своём творчестве вы соединяете танец с сайт-специфик постановками, спектакль "Рождение Феникса" , который будет представлен на OPEN LOOK продолжает эту традицию?

А.Ш.: Да, она соединяет в себе танец и сайт-специфик (театральное направление в котором место определяет всё – постановка буквально «вырастает» из его микроклимата, архитектуры и назначения). Я бы сказал, что в этой постановке природа, искусство и человек соединяются вместе. Такой мы видим нашу роль в жизни. В своей деятельности мы совмещаем искусство с попытками осознания нашей роли на этой планете.
Excoda: Я правильно понимаю, что постановка зависит от места?

А.Ш.: Да, в России постановка будет выглядеть иначе, чем в Израиле.
Excoda: Чем сайт-специфик так интересен для вас?

А.Ш.: Мы чувствуем танец и постановку как что-то, что взаимодействует с природой. С одной стороны, можно танцевать в театре, но мы любим танцевать на улице и видеть, как окружающая среда влияет на танец. И насколько разные постановки получаются каждый раз: на закате- это одно, днём или при разной погоде- другое, настроение меняется каждый раз.
Excoda: Это не импровизация? Вы планируете всё заранее?

А.Ш.: Да, это поставленная хореография, не импровизация.
В процессе работы над постановкой мы много внимания уделяем импровизации, но в конце концов 90 % её становятся спланированными, поставленными. Некоторые небольшие импровизации появляютсяв небольших дуэтах, в постановке происходит то же самое, но каждый день это выглядит по-разному, потому что у танцоров разное настроение, динамика, темп.
Excoda: Не могли бы Вы рассказать немного больше про свою арт-деревню?

А.Ш.: Арт-деревня находится в центре Израиля, между Иерусалимом и Тель-Авивом, в местности под названием Кибуц. Там мы стараемся соединить вместе танец и другие формы перформативного искусства с экологическими практиками. Все здаения в деревне построены из местных материалов, в том числе земли. Мы собираем дождевую воду, используем солнечную и ветряную энергию, выращиваем еду в нашем органическом саду, у нас даже есть компостный туалет. Стараемся ничего не выкидывать, а перерабатывать и использовать вторично. Мы хотим быть частью этой планеты, а не контролировать её.

У нас есть летние курсы, на которые в нашу эко-деревню приезжают не только из Израиля, но и со всего мира. Главной целью приезжающих сюда танцоров является танец, но мы также говорим с ними об экологии, экологичном методе жизни и применении его на практике: как нужно принимать душ, ходить в туалет и т.д. Арт-деревня - это то, какой мы видим нашу роль в жизни: быть деятелем искусства, но также заботиться об окружающей среде.
Excoda: Как Вы думаете, этот подход-обращать внимание людей на проблемы экологии через искусство, танец- он эффективен?

А.Ш.:
На этот фестиваль мы привозим постановку под названием «Рождение Феникса». Это танец на земле, на грязи. Зрители сидят вокруг танцоров. Мы, конечно,- маленькая капля в океане, но если кто-то выходит после перформанса более осведомлённым об окружающей среде, значит, мы сделали свою работу.
Excoda: Израильскую школу современного танца считают одной из самых сильных. Что, на Ваш взгляд, повлияло на развитие современного танца в Израиле?

А.Ш.:
Это хороший вопрос и на него довольно сложно ответить. Да, это правда, считается, что в Израиле довольно сильная школа современного танца, и это даже странно, ведь Израиль- очень маленькая и молодая страна. У нас нет большого опыта в классическом балете, особенно в сравнении с Россией, лучшие классические танцоры Израиля из России, но наш современный танец действительно очень хорош. У нас есть танцевальная компания Бат-Шева (создана в Тель-Авиве в 1964 году по пожеланию баронессы Вирсавии де Ротшильд), известная во всём мире. Израильских танцоров можно найти по всему миру. Некоторые из них создают свои собственные танцевальные компании, но продолжают танцевать сами. Возможно, это происходит из-а комбинации очень энергичного средиземноморского темперамента, экспрессии, проявляющейся физически и в динамике: они могут быть агрессивными, если это нужно, и нежными, что очень свойственно средиземноморскому темпераменту.
Excoda: Вы обозначаете одним из "принципов" Vertigo - быть транслятором искусства Израиля ("We see Vertigo as a messenger of Israeli Art at its best, at home and abroad"). Расскажите об этом подробнее.

А.Ш.:
Да, я это писал, это было очень давно. Иногда мы приезжаем как делегаты из страны но приносим больше, чем просто страну или город, мы приносим искусство. Если люди проникаются им- то не важно, из какой части света мы пришли. Я думаю, что для людей искусства не существует государственных границ.
Excoda: Большая часть вашего репертуара - это авторская хореография. Чем является для вас танец? Что выступает целью танцевального спектакля?

А.Ш.:
Танец для нас- это стиль жизни. Это больше, чем просто вид искусства. Все из нас- танцоры, и в Vertigo все двигаются, так мы выражаем свои чувства, экспрессию. Даже те люди, которые не умеют танцевать, всё равно танцуют, и соединяясь с теми людьми, которые умеют танцевать, составляют некий баланс. Мы считаем, что если ты хочешь, ты должен это делать. Допустим, если у кого-то недостаточно денег, мы можем предоставить стипендию. Даже если часть твоего тела парализована и ты находишься в каталке, у тебя есть руки и ты можешь двигать ими. Мы занимаемся с людьми абсолютно всех возрастов, профессиональными и непрофессиональными танцорами, людьми с ограниченными возможностями. Танец- это не выбор, это способ жизни. Мы соединяем людей через язык тела. Во всем мире люди могут примкнуть к движению, для этого не нужно переводов, это понятно на любом языке.
Excoda: Какая главная идея Vertigo как танцевальной кампании?

А.Ш.:
Мы стараемся сделать этот мир лучшим местом для людей. Чтобы они могли наслаждаться движением и быть частью его. Осознавать друг друга. В нашем танце вы можете найти много дуэтов, трио, мы также используем метод контактной импровизации. Главное- это то, как люди ощущают друг друга и как они ощущают планету.
Excoda: Расскажите о Vertigo Dance Workshop. Чем он стал для вас? Какие идеи заложены в воспитание новых танцовщиков?

А.Ш.:
Мы называем его «международный проект Vertigo». Это важно обозначить, он- для танцоров со всего мира. К нам приезжают люди из России, желающие изучать именно язык Vertigo, язык тела. Он базируется и на классическом балете, но в нём так же много мудрости Тай Чи, Маршал арт, это движение изнутри наружу. Если люди приезжают на год, они живут в Иерусалиме и тренируются 5 дней в неделю. Они изучают не только технику, но и репертуар компании. Отучившиеся здесь люди говорят, что они стали лучше, они чувствуют этот мир, понимают его немного глубже.
Made on
Tilda