Уличная волна и Urban Contemporary. Диалог субкультур

Мария Шрамова
Современный город как микс и синтез жанров и видов искусства, визуальный мусор, отрывки человеческого и машинного, слияние архитектуры, технологии и биологии, постоянно продуцирует инновации в искусстве. В продолжение серии материалов о терминологии стрит-арта, совместно с симпозиумом Тезаурус, рассказываем, что такое «уличная волна», выделяем особенности «urban contemporary» и разбираем отличия от contemporary art.
Как писал Ж. Батай, философ, который одним из первых объяснил феномен современного искусства: «Если искусство не идёт вразнос, в распыл, то это не искусство, а милая игра с красивостями». По его мысли, наша современная цивилизация «гомогенна» (буквально «человекорожденная»), а современные художники – это «гетерогенные» силы, привносящие «антисоциальные» элементы в культуру. Они нарушают смыслы, отвергают все устанавливаемые гомогенной цивилизацией порядки, для них запреты не имеют силы. Они осуществляют главную задачу бытия – «распыление» и «саморастрату» – то, что поддерживает движение Вселенной.
Всё это означает, что современное искусство «не может по-другому». Но если современное искусство остается закрытым в галереях, то уличное или городское (urban) искусство проникает непосредственно в нашу повседневную реальность, которая неразделима с психоэмоциональным состоянием каждого конкретного человека.

«Уличная волна» или «Urban contemporary» охватывает ряд имён, пришедших в современное искусство из уличной субкультуры. Благодаря этому, художники транслируют своеобразный тип уличной эстетики, который выделяет их произведения из общей массы современного искусства.

Когда уличный художник работает в галерее, он остаётся уличным художником и по идее, и в виде способов, которые он применяет: схем, цветов, особенностей линий, композиционных приёмов - тому, чему он научился в уличной среде. Даже те художники, которые окончили академические институты, если они работают на улице, стали графитчиками, райтерами, они не станут «шишкиными» - они будут работать на холсте, как графитчики. Contemporary art – это современное искусство, «urban contemporary» - это современное искусство, которое в своей основе несёт уличные практики художника, то же самое, что уличная волна. В западном сообществе это носит название «urban contemporary».
Михаил Астахов
«Этот термин был введён нами несколько лет назад для того, чтобы обозначить художников, которые работают и в уличной среде, и в галерейных пространствах, чтобы вычленить их из среды традиционных станковых художников, потому что методологически, и жанрово, их работы совершенно отличаются от традиционных. Это было сделано [для того – прим.ред.], чтобы стало понятно и зрителю, и исследователям искусства. И нам не приходилось говорить «это галерейный художник, но он работал на улице, и это на него повлияло - на технику работы, например - как то: штрихи, колористка»
"Art is comic" Brecht Evens
Уличное искусство в музеях?
Наверняка у вас возник вопрос, как вообще можно загрузить уличное искусство в формат «белого куба» [галерея в Лондоне – прим.ред.], кто и зачем этим занимается?

В 2016 году в на набережной Брюссельского канала был открыт Millennium Iconoclast Museum of Art, Музей контркультурного искусства нового тысячелетия. Своей задачей MIMA сделали фиксацию искусства "Культуры 2.0", нового поколения современных художников, которые уже не вписываются в формат обычных галерей.

Кураторы сами расшифровывают название музея, определив его как Музей 2.0, с помощью тэгов:

# Millennium (новое тысячелетие): временная метка, подчеркивающая дату зарождения музея.

# Iconoclast (контркультурность): синоним мобильной и противоречивой природы культуры.

# Museum (музей): место, где новая творческая энергия обретает себя.

# Art (искусство): пластическое искусство как основа коллективного нарратива.
В сентябре 2017 года в Берлине был основан музей Urban Nation. Ещё с 2013 года проект Urban Nation превратил фасады Берлина в гигантскую картинную галерею и связал различные городские сообщества под свои началом. Основатель проекта, Яша Янг (Yashsa Young) определяет лозунг Urban Nation как "Connect.Create. Care" - это "глобальное объединение, Сеть без ограничений" (network without limits).

Тогда же, в 2017 году открылся Музей Городского и Современного Искусства (Museum of Urban and Contemporary Art - MUCA) в Мюнхене. Философия MUCA - ввести стрит-арт в историю искусства, стать мостом между зрителями, художниками и арт-критиками.

В России музеефикация уличного искусства происходит через фестивали и институции уличного искусства, например, Биеннале уличного искусства, «Артмосфера» и Музей уличного искусства в Санкт-Петербурге, и через престижные институции современного искусства: Московская Биеннале современного искусства, ЦСИ "ВИНЗАВОД", Молодёжная Бьеннале, премии современного искусства им. В. Кандинского.
Connect. Create. Care
Сегодня феномен" уличной волны" идейно оформлен недостаточно. Движение представляет собой разнородную массу художников, которые, тем не менее, имеют сходное мировоззрение. Воспитанные уличным искусством, они сохраняют тот самый уличный нонконформизм, только в менее радикальных формах.

Музей Urban Nation первым сделал попытку объединить художников в глобальное сообщество под своим манифестом:


«URBAN NATION - ЭТО ТЫ + Я = МЫ

ЭТО ВСЕ ГОРОДА БЛИЗКИЕ ИЛИ ДАЛЕКИЕ, И ТО, КАК МЫ В НИХ ЖИВЁМ -

ЭТО ОБЪЕДИНЕНИЕ ГРАЖДАН ГЛОБАЛЬНОГО МИРА,

ЭТО ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ МЕЧТЫ И ТВОРЧЕСТВА БЕЗ ГРАНИЦ,

ЭТО СООБЩЕНИЕ НА УНИВЕРСАЛЬНОМ ЯЗЫКЕ, КОТОРЫЙ ПОНЯТЕН ВСЕМ:

ИСКУССТВО -

ЭТО СПРАШИВАТЬ БЕЗ ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ,

ЭТО ВСЕ ТЕ, КТО ВМЕСТО «ПОЧЕМУ» ГОВОРИТ «ПОЧЕМУ НЕТ?».

НЕ СПРАШИВАЙТЕ НАШ ПАСПОРТ, СПРОСИТЕ О ТОМ, ЧТО МЫ ХОТИМ СКАЗАТЬ.

НАША ЦЕЛЬ – БЫТЬ КОЛЛЕКТИВНОЙ ПАМЯТЬЮ URBAN CONTEMPORARY ART

МЫ – ТОПЛИВО И ЗАЖИГАНИЕ, МЫ – КОМПАС И МЕСТОНАЗНАЧЕНИЕ

ЭТО – НАШ ДОМ»


Манифест Urban Nation.
Коннотации
Создатели MIMA представляют широкому зрителю художников, чьи работы собраны в их коллекцию так: «Это поколение художников, открывающих через свои работы новую городскую идентичность. Современные средства коммуникации стимулировали сильную взаимосвязь между различными субкультурами. Многочисленные молодые художники расширяют свою область выражения, обращаясь к новым субкультурам. Это расширяет их аудиторию и возможности для коммерческого развития. Скейтбординг, современное искусство, стрит-арт, граффити, сёрфинг, татуировки, комиксы, графический дизайн, электро-музыка, панк-рок… смешение жанров стало нормой, художники адаптируются к новым контекстам, и коммуникация становится видом искусства сама по себе». Urban Nation - международный проект, объединяющий под своим началом современных уличных художников, призывающий к совместному дискурсу об уличной субкультуре».

Зарубежные исследователи, как видно, склонны рассматривать "urban contemporary" как сферу медиа-искусства. Главный критерий - коммуникация против фиксации на одном определённом объекте. Раз город - это диалог субкультур, то уличный художник - это медиатор (посредник) между ними.
Русское движение «Уличная волна» в этом смысле более «академично». Если "Urban contemporary" все же частично остаётся «на улице», на фасадах Берлина, то русская "уличная волна" активно перекочёвывает в галереи современного искусства и на аукционы. И это, кстати, делает их больше похожими на то, что называется "contemporary art". Это - актуальное искусство, которое востребовано сейчас и пользуется спросом. Хотя, несомненно, все ведущие художники "уличной волны" никоим образом не "предпочитают" галерею улице.

Вообще, Дмитрий Аске объясняет феномен «уличной волны» так: «Как вандалы стали художниками». Это тот путь, который проделал стрит-арт от «тэггинга» к «contemporary».

A NIGHT FINDING FAILE, FAILE , 2016

Особенности и черты
Чтобы понимать смыслы современного искусства, нужно чаще заглядывать в «мусор бытия» (В. Беньямин), в маргинальные зоны культуры. Нужно преодолеть гипноз «высокой культурности» и его условности и попытаться взглянуть «сквозь» первичный смысл. Параметры интерпретации могут быть различны. Давайте последовательно взглянем на характерные черты произведений «уличной волны».

Пролистывая каталог к Третьему Аукциону искусства уличной волны, можно сразу же отметить влияние наива и тяги к примитивизму у Виталия Перкина, Nootk. Виталий Sy утрированно геометризирует пространство в своих работах, Илья Slak, PETRO и Дмитрий Аске увлекаются абстракцией, а группа DOMA COLLECTIVE и Кирилл Кто - концептуализмом.

Кроме того, знаменательны упомянутые М. Астаховым «техники и приёмы уличного искусства», ведь структура художественного произведения возникает в материале.

Михаил Астахов:

«Это всегда будет немного спорно. Но то, что вычленяем мы:

– Графичность линий;

– Яркая колористика (пастельные тона минимальны);

– Отказ от классического композиционного построения (самый хрестоматийный пример – работы Жан Мишеля);

– Подтеки краски, которые символизируют уличною неаккуратность (не всегда, они сейчас стали использоваться просто как художественный метод);

– Частые вкрапления текстов в работы».

Вот, например, в своих работах Миша Most сохранил граффити-эстетику: он использует технику нанесения эмалевой краски, лишь заменяя архитектурный фасад обыкновенным холстом для масляных работ. Кирилл Кто тоже не отказывается от спрея. В работах Ивана Найти проглядывает коллажная эстетика комикса на фоне спокойного пастельного колорита, отсылающего к классическому минимализму.


Уменьшается масштаб. Здесь представлены работы классических живописных размеров: 50x70 и 115x75. Загнанное в рамки холста изображения художника уличной волны потому и в большей степени «коллажно». Это может проистекать из приёмов построения композиции уличной живописи, где симметрия и ритм совершенно отличаются от форм традиционной живописи.
Поднимая к созерцанию подпольные миры, клоаки больших городов, современные уличные художники опрокидывают законы эстетики и этики, ведут себя дерзко. Человек забывает о собственном Я и предается мифическому Мы, эйфорическому безумию шаманизма.

"Пятна", которые оставляют за собой художники уличной волны /urban contemporary – это такие «профанные озарения», которые описал Вальтер Беньямин. «Профанные озарения» - неизбежная компенсация утраты человеком Космоса, в исконно греческом смысле этого слова (что противоположно Хаосу). Творческое деяние артистических личностей заменяет сегодня магические жесты великих правителей и религиозных титанов. Эти новые творцы, разрушетели-созидатели, они создают наше время, нашу цивилизацию, погружая нас в глобальный мир идей, раскачивающих эту Вселенную.

Made on
Tilda