ГИД CODA ПО ТЕАТРАЛЬНОМУ СЕЗОНУ 2017 САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Анастасия Назарова

В продолжение аномально холодного лета и начала осени, за окном – уже более ожидаемый в питерском октябре ливень. И пока на улице беспросветно льёт - самое время скоротать вечера в пространствах многочисленных театральных площадок, тем более что в новом сезоне для нас приготовили целую россыпь премьер на любой, самый взыскательный театральный вкус.
Разнообразных прочтений программных произведений в едва начавшемся театральном сезоне - не счесть. И пока московские мастера соревнуются в погоне за новыми и давно забытыми именами, основная тенденция петербургской сцены такова, что каждый уважающий себя театр - вне зависимости от его направленности и целевой аудитории - в 2017-2018 посчитал своим долгом (и не побоялся) воспроизвести хотя бы одно всем известное, фундаментальное и уже, вроде бы, миллиард раз пересказанное творение классиков.
Тема 1: VIVA LA REVOLUTION!
Вольтер говорил, что театр поучает так, как этого не сделать толстой книге. В год 100-летия Октябрьской революции напомнить нам о страшных, иррациональных событиях 1917-го и об их последствиях вызвались сразу несколько мастеров северной столицы. Андрей Могучий, ведущий режиссер, а с 2013 года- и художественный руководитель Большого Драматического Театра, за последние годы будто бы пытается охватить необъятное - и в тематическом, и во временном формате: успев влюбить нас во всех, даже ненавистных в школе классиков и познакомить с современниками, этой осенью он снова являет нашему суду "ГУБЕРНАТОРА" по одноимённому рассказу родоначальника русского экспрессионизма Леонида Андреева.
В прочтении Андрея Могучего, переосмысление непоправимой трагедии революционного года происходит сквозь призму судьбы одного-единственного «маленького человека», но по широте затронутых тем более походит для сюжета небольшого романа, в котором неумолимая сила, злой Рок беспощадного времени, как пограничная ситуация у экзистенциалистов, рождает в человеке Личность, освобождая его от страхов и даря ему осознание.
Мастерская: "Любовь и Ленин"
"ЛЮБОВЬ И ЛЕНИН" театра «Мастерская» берётся за сложную революционную тематику с другой, абсолютнейше неожиданной стороны: искалечённые революцией судьбы, вывернутые наизнанку души - всё это отходит на второй план: режиссёр Роман Габриа показывает нам Великого Вождя Революции как обычного человека, с присущими ему слабостями, грехами, желаниями и характером. И неумолимый революционный поток, необратимо уносящий дорогих людей в круговорот смерти, и идейный пыл провозгласивших советскую власть большевиков – всё выступает лишь фоном. То, что было невозможным ещё несколько десятилетий назад: явить зрителю Ленина уязвимого, похотливого, ошибающегося, мечущегося,- словом, ничуть не великого, а о-бык-но-вен-ного, становится возможным только в 2017-м.
Единственной, действительно агитационной по духу, постановкой, пожалуй, будет лишь "КАК ЗАКАЛЯЛАСЬ СТАЛЬ" по одноименному произведению Островского, бережно перенесённая на сцену театра «Балтийский дом». «Всё, что происходит на сцене, - это сознательный выбор тех, кто занят в этой работе",- заявляет режиссёр-постановщик спектакля Анатолий Праудин. - "Мы рассказываем только о том, что задумывалось, как представлялась людям жизнь в новом обществе, замысел революции. Мне кажется, что в идее социального равенства и социальной справедливости действительно заключается спасение для всего человечества". Настоящая история - манифест, исследующая становление молодой неокрепшей души в условиях неумолимой жестокости, история о силе веры и убеждения, об идеалах и мечтах - революционных, но бесконечно прекрасных.
Left
Right
Тема 2: игра в классику
О ЧЕХОВЕ
Интерпретировать Антона Павловича этой осенью взялись сразу несколько титулованных режиссеров: великий экспериментатор Театра им. Ленсовета Юрий Бутусов на волне успеха его "Трёх сестер" и "Чайки" берётся за "ДЯДЮ ВАНЮ", который, если верить критикам, получился не менее эклектичным и по-авангардистски смелым, чем все его предыдущие постановки. Неканоническое, но при этом невероятно сильное прочтение "Чайки" ждёт нас аж на двух городских сценах: спектакль "КОСТЯ ТРЕПЛЕВ. ЛЮБОВЬ И СМЕРТЬ" от «Такого театра» - независимого коллектива без постоянной труппы и собственной площадки, и "ЧАЙКА.СЮЖЕТ ДЛЯ НЕБОЛЬШОГО РАССКАЗА" невероятно модного в последнее время театра «Мастерская», повествующий о первой, провальной и непонятой, постановке пьесы на сцене Александринского театра. Обе работы - редчайшая находка для любителей камерных, пронизывающих и откровенных постановок. "ВИШНЁВЫЙ САД. ТИШИНА" , впервые представленный публике Театром на Литейном в августе этого года в Саду Фонтанного Дома (Музея Анны Ахматовой),продолжит свою историю уже на сцене самого театра. Чехов в танце, Чехов в пластических этюдах, в классике, джазе и роке - Антон Павлович, пожалуй, премного бы удивился, увидев, на что способна фантазия современных талантливых режиссёров!
Невозможно этой осенью пройти мимо и еще одной театральной интерпретации – "ТРЁХ СЕСТЁР" Большого Драматического театра, хотя бы уже потому, что со времён своих премьерных показов в марте этот спектакль умудрился основательно расколоть обычно единогласно дружественных к постановкам театра им. Товстоногова критиков: мнения разошлись от "самого дерзкого и очаровательного прочтения Чехова последних десятилетий" до "самого примитивного и ненужного спектакля на сцене БДТ".

На фотографии - "Три сестры" БДТ
О ДОСТОЕВСКОМ
В лучших традициях психологического театра в нынешнем сезоне обыгрывается Достоевский, без которого представить театральный Петербург так же невозможно, как представить Достоевского вне Петербурга. Так, постановки по хрестоматийным произведениям Федора Михайловича заняли целую нишу в «Мастерской»: на её подмостках только в этом сезоне мы можем увидеть как и более-менее выдержанные в рамках канвы романа "БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ", "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ" и"ИДИОТ" , так и фантазии режиссёров на тему из определенных глав произведений: "ИВАН И ЧЁРТ","КРОТКАЯ" .

Невозможно не упомянуть и уже далеко не премьерные "ДЯДЮШКИН СОН" БДТ - безусловный must see для любого уважающего себя театрофила, с прекраснейшей Алисой Фрейндлих в главной роли, - и"ЛИТУРГИЮ ZERO" Александринского театра. Постановки принадлежат к тому вымирающему уже несколько десятилетий виду спектаклей, на которые не стыдно пойти всей семьей, захватив с собой и любимую бабушку, и достигнувших осознанного отрочества детей.

На фотографии - "Братья Карамазовы" театра "Мастерская"
ОБО ВСЕХ
Признаюсь, не перестаёт удивлять присущая (в большей степени) именно петербургской сцене последних десятилетий тенденция ставить в одном сезоне параллельные спектакли по одним и тем же произведениям, что, впрочем, позволяет нам с вами развить острое, почти профессиональное чутье к хорошим постановкам и привить пожизненный вкус к качественному материалу. Этот сезон - не исключение: будь то очередные прочтения Булгакова (за которого этой осенью в большей степени ответственнен театр "Мастерская"), интерпретации никогда не выходящего из театральной моды Островского и Тургенева ( "БАНКРОТ" и "ОТЦЫ И СЫНОВЬЯ" Театра на Литейном), либо дань «нашему всему»- Пушкину ("ПИКОВАЯ ДАМА" и "БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА" Театра на Литейном), - синтез традиций классического русского драматического театра и современного театрального языка, открытый и демократичный диалог со зрителями- основные путеводные питерских Мастеров сегодняшнего дня. Прочтение классики в новом сезоне - изобретательно, остроумно и всегда непредсказуемо.

На фотографии - "Отцы и сыновья" Театра на Литейном
Left
Right
Тема 3: студия СОЮЗ
Неизвестно: то ли у поколения 40+ началась необъяснимая (или вполне себе оправданная?) ностальгия по временам единым, многонациональным и социалистическим, то ли тема эта всё ещё являет собой нетронутый источник для фантазии, осмысления и интерпретации изголодавшихся на аскетически-классической пище режиссеров, но факт остается фактом: в театральном сезоне 2017-2018 СССР и жизнь человека в нём будут препарированы сразу на нескольких петербургских сценах. Трагикомедия - излюбленный жанр "Приюта комедианта"- станет интересным выбором в прочтении "С ВЕЧЕРА ДО ПОЛУДНЯ" Виктора Розова. В эксперименте Марфы Гровиц среднестатистическая спокойная жизнь советской интеллигенции - жизнь 70-х в стиле хиппи и диско,- до сих пор созвучная и милая сердцу нашего старшего поколения, плавно протекая на фоне красных звезд и сталинских высоток, неожиданно явит нам свою изнанку: почти сартровское одиночество героев, их вневременные, внепространственные «вечные» проблемы и вопросы.
В отличие от Гровиц, режиссёр «Александринского» Николай Рощин создаёт для нас совсем другой проект на фоне всё тех же союзных декораций,- игру, отражающую совсем иные, но не менее актуальные для современного общества проблемы. Жанр спектакля "БАНЯ", по мотивам которого в этом сезоне нас ждёт премьерный показ Александринки, её автором (а это, ни много ни мало - Владимир Маяковский!) был заявлен как "сатирическая пьеса с цирком и фейерверком". Последняя известная постановка датируется 1956-м. Тем интереснее ретроспективное, погружающее нас в глубокое нуарное пространство 1920-х годов, и одновременно - невероятно злободневное, остросоциальное видение пьесы Рощиным. При этом Маяковский в пьесе слышится порой почти дословно, что едва ли присуще сегодняшнему театру - а потому, как и всё «просоветское» на сцене, видится нам откровеннейшим новшеством и дерзостью.
Left
Right
Тема 4: АБСУРДОТЕРАПИЯ
О Брехте
«Если театр посвящает себя исключительно классическому репертуару и совсем не отражает в себе современной жизни, то он рискует скоро стать академически-мертвым», - слова Немировича-Данченко едва ли можно отнести хотя бы к одной сцене Петербурга «пошива» 2017 года: эксперименты с репертуаром и жанром - сегодня прерогатива не только независимых площадок и молодых режиссёров.
Доминантой в абсурдистском театре 2017-го (в противовес классическому), несомненно, выступает до недавнего времени заброшенный на дальнюю полку Бертольт Брехт. Его знаменательная реабилитация на сценических подмостках Петербурга началась несколько лет назад с "КАБАРЕ БРЕХТА" Театра им. Ленсовета и продолжается сегодня сразу несколькими резонансными постановками. "МАМАША КУРАЖ И ЕЁ ДЕТИ" от мастера мировой режиссуры Теодороса Терзопулоса, представленный на исторической сцене Александринского театра, получился практически синонимичным супрематизму: наблюдая за действием одной из самых известных, тяжелых и знаковых пьес Брехта, невозможно не вспомнить полотна Каземира Малевича: тема войны и смерти раскрывается лаконично и логически выверенно, но при этом красочно, до абсурда (практически по-гречески) трагично. А вот "СТРАХ. ЛЮБОВЬ. ОТЧАЯНИЕ" неутомимого Льва Додина на сцене МДТ, разложивший по полочкам тоталитарный режим, получился, скорее, художественно-гражданским, афористичным и эмоционально-нестабильным, при этом всем трем мэтрам удалось поймать то неуловимое, что отличает Брехта-драматурга абсолютно от всех его собратьев по перу.

На фотографии - "Мамаша Кураж и её дети" Александринского театра
Об авангарде
МДТ, будто бы собравшись завершить (?) излюбленную шекспировскую тематику, этой осенью предоставит нам возможность оценить талант сразу двух известнейших в Европе мастеров: французского драматурга алжирского происхождения Мохамеда Касими и гения современной французской режиссуры Патрика Сомье. Именно он впервые привносит привкус молодого французского театра в театральный Петербург своей постановкой "ТРАКТИР ВЕЧНОСТЬ" на сцене Малого Драматического. Додин, всегда (что за чудо!) удивительно успешно экспериментируя и не останавливаясь ни перед чем, готовит для нас также "ШОКОЛАДНОГО СОЛДАТИКА" по Бернарду Шоу, "ПОВЕЛИТЕЛЯ МУХ" Уильяма Голдинга, и "ВРАГА НАРОДА" Генриха Ибсена. Других представителей театрального авангарда спешат нам открыть Мастерская (НОСОРОГИ" по Ионеско), Александринка ("ВОРОН" по Карло Гоцци). А основанный на реальных событиях "БИЛЛИ МИЛЛИГАН" (Такой Театр) - и вовсе привносит на сцену почти гипнотическое чувство абсурда, являя нашему взору и восприятию симбиоз документалистики, психиатрии и высокого искусства, и в очередной раз заставляя нас задуматься, на что еще способен молодой российский театр.

На фотографии - "Трактир вечность" МДТ
О постмодерне
Что особенно ценно - даже на таких фундаментальных площадках, как сцена БДТ имени Товстоногова, сегодня не боятся обращаться к творчеству и наших с вами современников. Так, "ПЬЯНЫХ" по одноименной пьесе Ивана Вырыпаева, вторгающихся в наши умы и сердца второй сезон подряд, в этом году продолжит премьера ещё одного спектакля по пьесе популярного драматурга - "ЛЕТНИЕ ОСЫ КУСАЮТ НАС ДАЖЕ В НОЯБРЕ".
Александр Баргман обещает дать нам очень чувственное прочтение драматурга: обнажить болевые точки, вывернуть наизнанку душу, пройдясь по зажившим ранам, а в итоге предложить единственно - действенное лекарство из чистого тепла и света- Любви.
Вырыпаев, к слову, невероятно полюбился питерским режиссёрам и публике (пожалуй, не меньше, чем Ася Волошина- москвичам): так, этот сентябрь стал премьерным и для постановки его "ИЛЛЮЗИЙ" (театр «Приют комедианта») - как всегда, по-вырыпаевски пронзительных, философских и провокационных.


На фотографии - "ПЬЯНЫЕ" БДТ
Left
Right
Что бы ни готовил нам этот театральный сезон и за что бы ни брались именитые и начинающие петербургские мастера - за трактовку классических хрестоматийных текстов или же за литературу потока сознания - этой осенью нас ждут неизменно яркие и рискованные постановочные решения, ураган сумасшедших прочтений и полнейшая стилистическая эклектика! Посему позволю себе категорически рекомендовать всем, всем без исключения смотреть, пробовать на вкус и цвет эту безумную театральную питерскую осень, экспериментировать с городскими площадками, любить театр, ненавидеть театр, влюбляться в театр заново и жить, жить, жить вместе с такими знакомыми, и, в то же время, абсолютно неизвестными нам героями! Ибо, как говорил Джозеф Манкович: «Жизнь в театре — всего лишь один сезон, а сезон —это целая жизнь».
Made on
Tilda