Модная погода

Что происходит с модными показами и добрый ли ветер веет с подиумов?
Диана Хусейн
Индустрия моды, какой мы её знаем сейчас, имеет относительно небольшую историю. Первым, кто использовал в своем показе девушку и импровизированный подиум, стал Чарльз Фредерик Уорт, французский дизайнер родом из Англии. В 1860-х годах его жена дебютировала перед потенциальными клиентами в нарядах от кутюрье, с тех пор Мари-Августину Берне называют первой манекенщицей. Модельер-революционер стал одним из представителей Haute Couture, а демонстрация одежды на моделях стала популярной тенденцией. В начале двадцатого века крупные модные магазины и универмаги Америки устраивали показы для своих покупательниц. Собственно, эта страна и стала родиной Fashion Week. В 1943 году Элеонора Ламберт организовала мероприятие «Пресс-неделя», которое стало переломным моментом в мире моды. Его целью было привлечение внимания журналистов к работам лучших американских дизайнеров – редакторы глянцев Vogue и Harper`s Bazaar отмечают, что ввиду военного положения модная индустрия Америки избавилась от влияния европейских стандартов и начала диктовать миру свои тренды. Местные модельеры не могли ориентироваться на французских коллег, так как в период второй мировой войны Париж был оккупирован немцами.
«Press Week» вывела American Fashion на новый уровень: общественный резонанс раскатился по всем модным «столицам» мира. С тех пор в рамках современных недель моды проходят показы pret-a-porter, рассчитанные на массовое производство. В составе посетителей преобладали потенциальные покупатели и профессионально заинтересованные представители индустрии. А вот в настоящее время туда стремятся попасть все главные медийные модники. Даже нынешние подростки, желающие быть в теме, спешат занять местечко поближе к солнцу индустрии (подиумным прожекторам) и ногам богинь-моделей. Чего только не сделаешь во славу лайков и модных тегов, их хлебом не корми – дай зачекиниться. Естественно, что такого рода публика пришла сюда не вещи покупать, а так просто, на них посмотреть да себя показать.

Помочь пролить свет на нынешнее состояние Fashion Week мне поможет Emmie America, фотограф, который работает на сайте models.com и снимает для модных журналов: Vogue, Elle, Tatler и т. д. Я задала ей несколько вопросов и была очень рада тому, что наши мнения во многом сошлись
— Что сейчас происходит с показами прет-а-порте, есть какие-то качественные изменения с твоего ракурса?
— Я не поверила, что ты у меня это спрашиваешь. У тех, кто, попытался сделать какие-то реальные изменения, особо ничего не получилось. Тут ведь дело не только в показах, а в том, как устроена глобальная система со всеми её составляющими. На мой взгляд, система не функциональна и требует слишком больших затрат. Шоу ради шоу того не стоит.
— Как считаешь, чем обусловлен уход модных домов с подиумов недель моды?
— Думаю, они просто понимают, что показы рано или поздно устареют. Это огромная трата сил и денег, которая не окупается. На деле же показы кормят только social media.
— Каких изменений хотелось бы лично тебе?
— В первую очередь, хотелось бы изменений в организации, потому что сейчас этот этап проходит наспех. Я работала кастинг-директором и мы делали отбор за полторы недели, просмотрели около пятисот девушек – это просто ад. Хотелось бы заранее знакомиться с моделями, чтобы 3 этапа кастинга проходили постепенно, no stress!
Настроения всей индустрии добрались до кинематографа (кадр из "Неонового демона")
Неделя моды в современном понимании утратила свою изначальную цель – привлечь клиентов, которым можно продать одежду. Более того, с учётом сезонности коллекций, продажа вещей в моменте здесь и сейчас становится просто невозможной: два раза в год модные дома представляют публике линейку одежды, которая появится в продаже только через полгода. Поэтому Fashion Show из простого показа превратилось в целый перформанс на уровне театрализованного шоу. Раз нельзя продать, значит, нужно сделать хороший пиар-ход и привлечь внимание медиа ярким инфоповодом. Как только ни экспериментировали дизайнеры с подачей своих коллекций в погоне за зыбким уникальным стилем и новаторством, а показы всё равно приелись. Перестали увлекать ум автора и критиков. И вот в какой-то момент многие из них, уставшие от бесконечной гонки, стали покидать фэшн-марафон.
RICK OWENS SS16 CYCLOPS WOMENS
Невольно встаёт вопрос: а стоит ли игра свеч? Если разобраться, то окупить себя сразу шоу не смогут в любом случае, ведь до появления вещей с подиума в магазинах ещё далеко. Давайте попробуем просчитать рентабельность мероприятия, которое с каждым годом становится только более раздутым в СМИ. В первую очередь в расход идёт эмоциональный ресурс, а самые большие страдания сердцу создателя причиняют зрители, уткнувшиеся в телефон. Нерезонно тратить кучу времени и сил на организацию модного перфоманса, который длится всего лишь несколько минут (ровно столько, чтобы уместиться в сториз). Ради этих минут визажисты и стилисты по волосам тратят часы, а те, кто устанавливают свет и собирают звук — целый рабочий день. Что уж говорить о монтаже подиума и прочих организационных моментах: в кадр попадут только модели, а за кадром ещё куча людей. Все они приложились к созданию этой красивой картинки, и всем им нужно заплатить. Стоит также упомянуть о том, что количество пригласительных на показ ограничено, поэтому давайте попробуем прикинуть сразу: сколько людей из тех, кто попал на шоу, являются потенциальными покупателями — и 20% не наберётся. Теперь становится ещё понятней, почему модельеры покидают недели мод. Средства и силы, вложенные в шоу, уходят на подкормку журналистов, блогеров и топовых инстаграмов, а выгоды никакой. Поэтому дизайнеры уходят в сторону тактики see now & buy now, предпочтя формат камерных презентаций. Многие из них навсегда выпадают из расписаний недель моды, другие же просто покидают пределы сезонности, обращая тем самым на себя внимание прессы.
Louis Vuitton S/S 2014, фото: Dazed
С русскими модельерами ситуация складывается чуть сложнее: в самом сердце страны проходят параллельно два мероприятия, именуемые Fashion Week, северная же столица перепрофилировала свою неделю в фестиваль. И это ещё не конец, существует масса камерных показов и отдельных шоу, и всё это без учёта регионального фэшн. Именно сейчас в середине сентября начинается глобальная подготовка к модному марафону. На личном опыте могу вкратце рассказать, как это происходит за кадром: тревожные звоночки раздаются во всех модельных агентствах и местные букеры, модельные менеджеры, уже пушат (от англ. push) своих подопечных, раскидывают их фотографии по почтам. Дальше самое интересное — кастинги, где атмосфера накаляется по максимуму.
Толпы красивых и худых манекенщиц с папками полными фотографий и каблуками наперевес заполняют душные коридоры. В среднем каждую из них в день ждёт 4 такие живые очереди, приправленные оценивающими взглядами кастинг-директоров и заказчиков. В финальном отборе стресс сходит на нет, сменяясь радостью победы или горечью поражения. Понравившихся девушек теперь ждут примерки и репетиции, кого-то даже дёрнут снимать луки в ночь перед показом. А непосредственно в день шоу после медитативного сидения в гримёрке напряжение снова нарастает. Всё это, конечно, остаётся за кадром, в поле зрения лишь статичные лица, не утяжеляющие вещи своей красотой. Модельная внешность девушек должна стимулировать желание купить одежду, но вряд ли кто-то через полгода, проходя мимо манекенов, вспомнит про красавиц с подиумов.
Думаю, Эмми права, и лукбуки в перспективе выдавят Fashion Show как изживший себя тренд, но об этом говорить пока рановато. На смену старому всегда приходит нечто новое и куда более соответствующее моменту здесь и сейчас. И скорее всего это будет не менее пышный перформанс, потому что люди любят зрелища, и этот развлекательно-модный контент нужно чем-то заполнять. Посредством медиа можно из любой искры сделать огонь, остаётся только ждать появления нового инфоповода.

Made on
Tilda