Как полюбить людей и общение

Чем чревато отсутствие социального интеллекта



Мария Зелинская
Персональный ад
Меня долгое время считали ребенком-«маугли». Родители были психоаналитиками и круглосуточно работали, а я сидела дома, читала книги, смотрела фильмы и занималась своими делами. Мне вполне было хорошо в одиночестве. Праздники и дни рождения, где собирались много детей, были для меня настоящим испытанием.

Занятие я себе выбрала такое, чтобы стресса от общения с людьми было как можно меньше. Я стала драматургом (человеком, который пишет пьесы для театра). Вся моя деятельность состояла в том, чтобы сидеть дома в полной тишине и писать. Единственным неудобством были редкие выходы в свет. Раз в полгода меня звали на какой-то фестиваль или премьеру. Это всегда заканчивалось одним и тем же – я стояла в стороне в то время как другие, собравшись в большие дискуссионные кружки, непринуждённо общались. Хотела ли я быть с ними в этом круге? Очень. Но как общаться с людьми, я совершенно не понимала. Благо, выходы в свет были кратковременными. А потом я решила стать сценаристом.
Сценарист и драматург – две разные профессии. Если вы пишете пьесу для театра, вам не надо взаимодействовать с режиссёром и актёрами, они прекрасно справляются без вас. Они сокращают текст или переставляют его части местами, но чаще всего вас не трогают. С кино дело обстоит иначе. Когда вы пишете сценарий, вам сначала надо общаться с редактором, потом с продюсером, потом с режиссёром, а иногда и с человеком с канала. И общение это не состоит из поглаживания по головке. Как правило, вас критикуют и заставляют снова и снова переписывать один и тот же сценарий, чтобы он подходил под формат. Переписывать десять раз, двадцать раз, шестьдесят четыре раза.
В какой-то момент мне стало казаться, что я профнепригодна. Правки приходили, написанные капслоком и красными буквами, было ощущение, что на меня орут, а в каждом предложении я читала только одно: «Уходи из профессии». У меня обострились отношения с редакторами, продюсерами и прочими важными людьми. Звонок редактора и очередные правки стали восприниматься как поход к зубному – сплошное мучение и пытка. Понятно, что к затравленному человеку люди тоже особо не тянулись. В какой-то момент это все стало совершенно невыносимо… А потом мне попалась история Бенджамина Франклина, которая круто поменяла мою жизнь.
История Бенджамина
Бенджамин Франклин – политик, дипломат и писатель, который изображён на стодолларовой купюре. Многие считают, что он был президентом США, на самом деле это не так. Для меня он стал президентом нового витка общения с людьми.

Бенджамин, на образование которого у родителей не хватило денег, с 12 лет работал в типографии своего брата. Он выполнял самую чёрную работу, в глубине души мечтая стать писателем. Шанс подвернулся ему, когда его старший брат решил открыть газету. Бенджамин предложил сто и одну тему для статьи, но для старшего брата Бенджамин был всего лишь необразованным младшеньким, поэтому, как бы хороши ни были его темы, брат задвинул его предложение, особо не вникая в него. Но Бенджамин был не из тех, кто сдаётся. Франклин придумал себе героя, тридцатипятилетнюю домохозяйку, которая имеет весьма незаурядный взгляд на события, происходящие в обществе - и стал посылать письма в редакцию от её имени.
Эти письма привели брата в восторг, он зачитывал их Бенджамину, после помещал на последнюю страницу, а потом всё ближе и ближе к началу газеты. Вскоре вымышленная домохозяйка и её открытые письма оказались на первой полосе. Тираж взлетел, и газета стала известной именно благодаря этим письмам.

На годовщину газеты брат устроил празднество, а приглашённый Бенджамин решил, что это отличный повод открыть брату всю правду. Младший брат отвёл старшего в сторону и выпалил, что домохозяйка – на самом деле он. Брат не поверил этому. Тогда радостный Бенджамин стал приводить доказательства, а по лицу брата пробежала тень неприязни. Известие было воспринято как предательство. Брат запретил Бенджамину и его вымышленному персонажу появляться в редакции. Оказавшись без работы, Бенджамин вынужден был переехать.
Покидая городок, в котором вырос, он думал только об одном: почему реакция, которую он ожидал получить от брата, не совпала с реальной реакцией? Почему то, что кажется невинной шуткой для одного, становится непростительным и злостным обманом для другого?

Ответ был прост: потому что все мы разные. И естественный порыв судить человека по себе может привести нас к разочарованиям и очень серьёзным падениям, которые мы можем не пережить, в отличие от Франклина.

Встревоженный данным случаем, Бенджамин несколько лет исследовал людей и их реакции, что сделало из него настоящего дипломата. Но, когда он решил попробовать себя на политическом поприще, столкнулся с тем, что ему сильно мешает конкурент, презиравший его. Франклин стал наводить справки. Он узнал, что больше всего на свете противник ценит редкие экземпляры старинных книг, и решил сделать ход конём. Франклин взял перо и бумагу и написал конкуренту письмо, в котором выразил свое восхищение и попросил ровно на неделю воспользоваться редким экземпляром книги из коллекции. Польщенный враг тут же прислал ее. И уже на следующем приёме с удовольствием протянул Франклину руку для приветствия. В его голове джентльмен, проявляющий интерес к редким книгам, не мог быть плохим человеком. Конкурентами они быть не перестали, однако, ненависть переродилась в тёплые отношения.
Продолжение персонального ада
Дочитав эту историю, мне пришлось закрыть книгу. Я была взволнована. И стала думать: почему бы мне не попробовать разглядеть других людей сквозь уничтожающие правки. Может быть, пора положить конец войне автора и редактора, ведь у нас общая цель – создать хороший сценарий. Может ли быть такое, что они не хотят меня критиковать, а просто делают свою работу по улучшению текста? Так почему же мы не можем договориться?

На следующую встречу я шла с твердой уверенность увидеть в редакторе не критика, а соратника, с которым нам предстоит выиграть общую войну. Мне стало интересно узнавать людей, с которыми я работаю: кто-то любил кошек, кто-то был без ума от вождения автомобиля. Постепенно у нас стали находиться темы для разговора, а работа стала не такой напряжённой. Довольная первыми результатами, я решила узнать, а был ли Бенджамин Франклин единственным человеком, который задумался о несовпадении нашего внутреннего представления о людях и реальности. Оказалось, после него этим вопросом озаботились другие люди и даже дали этому определению название.


Социальный интеллект
Жизнь этому термину в 1920 году подарил американский психолог и педагог Эдвирд Торндайк. Он определил социальный интеллект как «способность добиваться успехов в межличностных отношениях, вести себя мудро и в соответствии со сложившейся ситуацией».

После него множество психологов пытались сузить или наоборот расширить это понятие. Кто-то называл социальный интеллект умением ладить и уживаться с людьми, кто-то - способностью видеть себя глазами другого человека.

Профессор Джой Пол Гилфорд пошёл дальше. Он отделил социальный интеллект от интеллекта как такового, и связал его не с умственными способностями человека, а с умением считывать информацию о поведении окружающих людей: понимать их чувства, настроение и мотивацию поступков. Гилфорд даже придумал тест, замеряющий уровень социального интеллекта. Данный тест можно пройти по ссылке (бесплатно и без регистрации), это займет у вас 10-15 минут.
Так как тесту пятьдесят семь лет, картинки, которые предоставляются для оценки ситуаций, не совсем чёткие. Однако, результаты получаются весьма интересные.
Социальная беспомощность интеллектуальных титанов
Казалось бы, кому, кроме как Шерлоку Холмсу, от которого зависит раскрытие преступления и поимка преступника, может помочь социальный интеллект?

Современный человек достиг невероятных высот своего развития. Быть умным, иметь высокий IQ стало не просто модно, а необходимо для выживания в современном мире. Время дает нам прекрасные возможности для самореализации. Вот только людям становится всё сложнее общаться друг с другом.

Очень быстро отреагировали на эту ситуацию качественные сериалы, познакомив нас с такими героями, как Раст Коул («Настоящий детектив»), Грегори Хаус («Доктор Хаус»), Шелдон Купер («Теория большого взрыва»), суперинтендант Гибсон («Падение»), Сага Норен («Мост») и т.д. Все эти персонажи абсолютные гении, профессионалы своего дела. Но у каждого из них огромные проблемы в общении. Если говорить о том, что искусство – это зеркало, самое время вглядеться в то, что с нами происходит.
Психологи в один голос говорят о том, что у современного человека всё чаще появляются неврозы, которые расцветают именно на почве проблем в межличностном реальном общении. Поэтому нам легче написать электронное письмо или отправить сообщение в мессенджере, чем позвонить человеку или, и того «хуже» - встретиться с ним. Личные встречи и звонки стали для многих «вторжением в личное пространство», которое надо защитить любыми способами, иначе не избежать стресса, который непременно несёт в себе реальное общение. Вспомним прекрасную социальную рекламу дизайнера Шиянг Хе под названием "The More You Connect, The Less You Connect" ("Чем больше общаешься, тем меньше общаешься"), состоящую из нескольких постеров, про людей, разделенных смартфонами.

На одном из последних занятий мы со студентами Московской школы нового кино составляли список страхов, которые вызывает у них окончание учёбы. Большинство страхов было связано именно со взаимодействием с людьми. Студенты боятся редакторов, продюсеров, соавторов и друг друга – любого реального общения. И, исходя из этого страха, лишают себя возможности быстрее достигнуть успеха. Ведь когда мы накладываем наши внутренние фильтры на окружающую действительность, мы видим совсем не то, что есть на самом деле, а потом делаем неправильные выводы и рушим профессиональные и личные связи, которые надо бы беречь и взращивать.
Есть и хорошие новости
Ни один человек на планете не рождается с хорошим социальным интеллектом. Мы развиваем его в процессе жизни - кто-то медленно и вяло, а кто-то, как Франклин, стремительно и осознанно. Человек с хорошо развитым социальным интеллектом является прекрасным другом (всегда может понять и поддержать, даже в ситуации ссоры и размолвки), мудрым возлюбленным (понимает, что его партнер – совсем другой человек, с иными целями и взглядами на жизнь) и отличным коллегой (создает вокруг себя обстановку, способствующую росту и формированию светлых и располагающих к творчеству отношений).

Если вам кажется, что боги общения, которые могут говорить с кем угодно и о чем угодно и оставлять приятное впечатление у собеседника, имеют какой-то особенный врождённый талант, это не так. Единственное их отличие в том, что они перевели свой социальный интеллект из зоны бессознательного в осознанное, и взяли процесс под контроль. И самое важное - они просто приняли тот факт, что все мы разные. И что наше субъективное внутреннее (то, что нам кажется) к объективному внешнему (то, что есть на самом деле) может не иметь вообще никакого отношения.
У меня есть знакомый, который любит говорить: «Вот я бы так никогда не поступил…», чем вызывает дикое недовольство у окружающих. Правильно, он бы не поступил. А другой бы поступил, потому что у всех разные характеры, точки зрения и мотивации. Ваши цели и цели окружающих людей, делающих одно и то же дело, могут быть кардинально противоположными. И, если вы хотите выстроить успешную коммуникацию, важно научиться говорить с человеком именно из его, а не из вашей мотивации.

Не так давно мы с командой решили снять короткий метр без денег. Это значило, что все работали бесплатно, просто потому, что этого по-настоящему хотели. В кризисные моменты, коих на съемочной площадке было миллион, просто необходимо было найти подход к каждому человеку. Если принять тот факт, что люди не обязаны гореть одинаковой целью (снять крутой фильм), можно увидеть какие-то личные вещи, которые их побуждают действовать. Например, актриса хочет, чтобы её роль стала запоминающейся и попала в зрителя. Оператор хочет попробовать способ съемки, который невозможен в коммерческих проектах.

Если выстраивать с людьми общение, руководствуясь их целями, общий язык с ними можно найти гораздо быстрее. Вы станете гораздо продуктивнее в работе и улучшите отношения с людьми.

Попробуйте ради интереса весь завтрашний день общаться с людьми и задумываться над тем, что они делают и почему. Обратите внимание на то, что для них, а не для вас, по-настоящему важно. Чем чаще вы будете практиковать «выход из себя», то есть способность видеть человека, исходя не из своих собственных взглядов, а из его судьбы, его ситуации дома и на работе, тем быстрее повысится уровень вашего социального интеллекта. И уже совсем скоро люди будут тянуться к вам, и испытывать рядом с вами ощущение настоящего счастья.
Made on
Tilda