Квентин Ших

Фотограф, сумевший поссориться с Dior и влюбить в себя весь мир

Анастасия Назарова
Пожалуй, самый неоднозначный китайский фотограф- самоучка, мастер концептуальной рекламы, известность которого давно вышла за границы родной страны. Художник, сумевший поссориться с Dior и влюбить в себя весь мир.
Невероятно, но его головокружительная карьера одного из лучших рекламных фотографов современности выросла из школьного хобби - любительских съемок для местных музыкантов и актеров его колледжа. Сегодня за право получить портфолио, созданное мастером, борются ведущие звезды кино, театра и музыки, а международные рекламные агентства планируют свои кампании под плотный график съемок именитого фотографа. Квентин Ших уже успел поработать с ведущими мировыми брендами и изданиями: Adidas, Microsoft, Yahoo, DHL, Nokia, Redbull, Sony, Siemens, Samsung, LG, (Vogue, Harper's Bazaar, Time Magazine, Forbes, Esquire, Vanity Fair, Elle, Cosmopolitan, Madame Figaro - и даже с NBA.

Фотограф поднимает современную рекламу на пьедестал истинного изобразительного искусства, но не останавливается на коммерческой фотографии. Еще в начале 2000-х годов он совершил свое первое фото-путешествие по всему Китаю, которое вылилось в провокационную коллекцию работ, вызвавших широкий общественный резонанс.

На черно-белых полотнах «спящие» модели в нарядах от ведущих кутюрье соседствуют с людьми в форме, партийными работниками, учителями, пионерами - рядовыми представителями коммунистического строя КНР, которые будто присели рядом, отдохнуть. В этой выставке мы обнаружим все узнаваемые особенности мастера, которые неизменно погружают зрителя в эмоциональный поток повествования автора: выдержанность цветового ряда, рельефность множественных деталей фона, контраст фактур, драматичные тени и свет, расставляющий акценты.
Тема противопоставления закрытого мира Китая и европейского мира глянца продолжается и в другой серии его работ - «Чужак в стеклянном ящике». На снимках социализм парадоксальным образом соседствует с высокой модой дома Dior, будто бы запертой в ледяные кубики льда на фоне пустоши индустриальных пейзажей КНР. Полное аллюзий, метафор и, зачастую, тончайшего, почти английского юмора, творчество гения всегда имеет «второе дно». Оно заставляет зрителя, как и читателя качественного постмодернистского романа, искать скрытые смыслы, параллели и уловки в фото-полотнах Квентина Шина.
Хотя были в жизни мастера и досадные (по мнению интернет-сообщества) промахи, которые сам Квентин Ших философски считает лишь предсказуемыми нестыковками в восприятии его работ. Так, очередное сотрудничество с тем же модным домом Dior в 2010-м году (серия фотографий «Шанхайские мечтатели») оборачивается громким скандалом в блогосфере с обвинениями в расизме и дискриминации, шквалом непонимания и комментариями Шиха в свою защиту.
Невероятно сильный по своему воздействию на зрителя визуальный ряд раскрывается за счет контраста между безликим строем клонированных китайцев в однообразной, типовой одежде родом из 60-70-х годов, и французскими моделями в изысканных нарядах от Dior, которые напоминают мрачноватых фарфоровых нимф. Мастер провокации, Ших заставляет общественность гадать, имеет ли место намек на обидный стереотип азиатской внешней идентичности, или, как он сам утверждает, перед нами - символ непоколебимой силы объединившегося китайского народа, действительно отделенного от европейского fashion-мира невидимой стеной отчуждения.
Сегодняшняя Ших курсирует между Китаем и Америкой, где с равным успехом выставляется на лучших арт-площадках (Danforth Museum of Art, Worcester Art Museum) и продолжает разрывать шаблонность восприятия коммерческой рекламы. Добившись безусловного признания, Квентин 2017-го года пытается вернуться к истокам своего творчества, бросая вызов методам и концепциям современной рекламной и fashion-съемки. Мастеру концептуального творчества, ему по сей день, как никому другому, удается добиться уникального симбиоза высокого искусства и коммерческой успешности фотографии.

Вне зависимости от оценки его работ, едва ли кто-то усомнится, что его послания о противостоянии двух параллельных миров всегда безупречно сильны и провокационны, свежи и узнаваемы. Квентин Ших сталкивает в изобразительном искусстве социализм и реалии модной индустрии, чего никто и никогда до него делал. Чувственное повествование, лишенное страха, и буря эмоций, скрытая за мнимой сдержанностью цветовой палитры- все это фотография Квентина Шиха. Браво, Мастер!
Made on
Tilda