ГЕРОИ

Шарлотта Перриан – легенда интерьерного дизайна

Дарья Николаева
В этом году история промышленного дизайна переступает рубеж в 111 лет. Изящество юбилейной даты мы решили отметить материалом о женщине-дизайнере, равной по значимости Ле Корбюзье и Жану Пруве - Шарлотте Перриан. Отдаём дань тренду на феминизм и новой волне эмансипации и рассказываем о женщине, которая заставила весь мир полюбить интерьеры из алюминия, стекла и пластика.
Шарлотта родилась в 1903 году в семье портного и швеи, но в возрасте 17-ти лет отказывается от проторенной родителями дороги в ремесленную среду и поступает в Школу декоративных искусств им. Буля. Затем следуют 5 лет увлекательной учебы, после которых, по воспоминаниям нашей героини,
она становится "полноценным человеком" - мастером по дизайну интерьера. Выпустившись, Шарлотта, как приличная девушка и настоящий парижский художник, выходит замуж и заводит себе маленькую мастерскую в мансарде - в соответствиях разбирайтесь самостоятельно.

Надо отдать должное мадам Перриан, она всегда предпочитала успешную карьеру судьбе непонятого современниками творца: открыв в мансарде вернисаж своих работ, она сразу становится известна обществу; после первого отказа Ле Корбюзье (с сексисткой фразочкой "Мы здесь не подушки вышиваем" в придачу) Шарлотта выставляется в Парижском Осеннем салоне (это как Канны в мире кино, только для молодых и в Париже). На её работы обращает внимание Пьер Жаннере, двоюродный брат Ле Корбюзье, и приглашает Шарлотту в студию знаменитого кузена, заставив извиниться за отказ самого основателя. Неплохо для 24-летней девушки, не правда ли?
Почему её работы вошли в энциклопедию промышленного дизайна

Благодаря Ле Корбюзье и его школе, стиль модерн к 1920-1930 гг. становится безумно популярным во всех сферах человеческого бытия: от градостроительства до кухонной мебели. Но именно с Шарлотты Перриан начинается отсчёт Корбюзье-новатора в интерьере.

Вместе они разрабатывают в 1928-м году B301, LC2 Grand Confort и B306, которые для нормальных людей звучат как засекреченные коды от красной кнопки, а для мира дизайна - сакральные символы функционализма.

Как заставить мир полюбить стекло и пластик
Функционализм в дизайне, на самом деле, - детище Шарлотты, которое прекрасно дополняло смелые архитектурные решения патрона. Это с её лёгкой руки интерьер перестал быть набором случайных (хотя и милых сердцу) предметов мебели: отныне каждая вещь должна вписываться в графику пола, стен, потолка. Каждое кресло, каждый стул, каждый столик создаются из доступных и простых в уходе пластика, стекла, металла, дерева и неяркой, но стильной обивки.

Своё видение "современного дома класса люкс" троица "Корбюзье-Перриан-Жаннере" представляют на Осеннем салоне-1929. Стеклянный стол d`Avoin, лёгкие переносные ширмы, мебель с металлическими ножками и кожанной обивкой (реже - монохромной текстильной), стеклянный потолок и пол.

Хотя всё это напоминает офис ООО "Росмашстойдеволопинвест" где-нибудь в районе Москва-Сити, этот стиль был разработан и встроен в нашу действительность тогда, в 1929 году. И с тех пор он не претерпел серьёзных изменений, разве что сменил свою функциональную принадлежность с домашней обстановки на офисную. Так студия Ле Корбюзье во главе с Шарлоттой Перриан изменили представление человечества о стиле навсегда. Дальше было только хуже.
3х4: размер не помеха
Как говаривал товарищ Хрущёв, нет задачи благороднее, чем запечатлеть героический подвиг народа - строителя коммунизма. По обе стороны железного занавеса подвиг предпочитали увековечивать одинаково: одаривая счастливых труженников новым жильём - только проклятые капиталисты догадались это делать чуть раньше, хотя квадратура всюду рассчитывалась по принципу для "подышать, поесть и поспать".

Для своих граждан французское правительство приготовило так называемые "квартиры по умеренным ценам", с усреднённой площадью комнаты в 3*4 м. Поэтому на всех мало-мальски крупных архитектурных конкурсах организаторы ставили условие для участия: разработать проект подобного пространства.


Так Шарлотта Перриан была вынуждена разработать настоящие бестселлеры в мире дизайна - более дешёвые модификации мебели Ле Корбюзье для Парижского салона бытовой техники 1936 года. Невысокие цены, удобство и мобильность конструкций сделали стулья, столы и кушетки от Перриан-Корбюзье must have среди малообеспеченных граждан, т.е. абсолютного большинства.
Жизнь после Ле Корбюзье
Савой
В 1937 году Шарлотта покидает студию мастера, а вместе с тем и Париж, отправившись на лыжный курорт в Савой. Здесь она работает в паре с пионером французского кубизма Фернаном Леже, изучая новые материалы и возможности. Так на свет рождается стиль знаменитый образ горнолыжных курортов с предметами из необработанных дерева и камня, что, конечно радикальным образом отличалось от рафинированного стекла и пластика.
Новый материал настолько впечатлил Шарлотту, что она едва не запустила массовое производство новой "народной мебели". Однако Вторая мировая война перечеркнула все планы, оставив времени только на распространение стиля среди европейских горнолыжных курортах, а мы получили уже ставшее традиционным сочетание огромного камина, деревянной мебели и глинтвейна (с налётом буржуазности). Шарлотта ещё вернётся в Савой, в 1962-м году, чтобы завершить свою работу над жемчужинами савойского курорта - сериями Арк 1600 и Арк 1800.

Поиски натуральных материалов продолжились и в Париже, где мадам Перриан начинает сотрудничество с Жаном Пруве и Пьером Жаннере. В дни оккупации Франции, компания проводит время за работой и прогулками по побережью в поисках объектов, формируемых морем: галька, рыбные скелеты, куски дерева - это были акты их "спонтанного искусства".
Азия
Такой же спонтанной стала поездка Шарлотты в Японию по приглашению Токийского института промышленного искусства, но война и здесь разрушила планы дизайнера: пытаясь выехать из страны, она добирается лишь до Вьетнама, где проведёт следующие 4 года. Здесь она встретит своего второго мужа, родит дочь и создаст свой собственный, неповторимый стиль с элементами восточного орнамента - плетения из дерева и веток. После вьетнамские мотивы будут не раз доминировать в её европейских работах: горнолыжном курорте Мерибель,помещениях во дворце ООН в Женеве, лондонском офисе Air France.
Триумфальное возвращение
Вернее, возвращение в освобождённый Париж, где Шарлотту ждали старые друзья: Ле Корбюзье, Жан Пруве и Фернан Леже - но отнюдь не признание. 6 лет - слишком долгий срок для ветренной, как девица, публики, Перриан предстояло сделать себе имя в парижской богеме. И она решает вернуться к модерну.

На мебельной фабрике Maxeville Жана Пруве, Шарлотта разрабатывает новую коллекциею стульев из гнутой фанеры "Тень".

Стулья прекрасно вписались в концепцию французского раздела выставки в Милане в 1952-м году: эстетически приятная функциональность. Лёгкие, удобные и рассчитанные на небольшие помещения (Перриан специально создавала стулья, которые можно было бы одеть один на другой и хранить в виде пирамиды) экспонаты сразу обратили на себя внимание посетителей выставки. Соседство с аляпистой керамикой Леже и коврами Корбюзье только убедило аудиторию в универсальности серии "Тень". О Перриан снова заговорили.
Французская IKEA для Бразилии
В 1952 году бразильский архитектор Лусио Коста приглашает Ле Корбюзье и Шарлотту Перриан для работы над Бразильским павильоном в международном Университетском городке. В скромной комнате необходимо было разместить шкаф, кровать, кушетку и книжный стеллаж, и Шарлотта проектирует многофункциональный шкаф. Обычный гардероб превращался в двусторонний шкаф для книг и одежды и, одновременно, перегородку для зонирования помещения, а убранная кровать - стильной кушеткой.


Этот проект подтолкнул дизайнера к революционному для своего времени решению - моделированию конструктора из мебели. Покупателям предлагалось самим выбрать, какая именно мебель им требуется и с каким функционалом, но то, что сегодня практикуется повсеместно в 1956-м году было дикостью для мира мебельных салонов и дизайна. Персональная выставка Шарлотты Перриан и Жана Пруве не пользуется успехом, но приобретённый навык затем пригодился при переезде в Бразилию, в бурный интерьер которой никак не вписывалась любимая "простая" мебель Шарлотты.

Она решает использовать ту же конструкцию, но из местного дерева и в результате получается не менее знаменитый, чем оригинал шкаф-библиотека из бразильского якаранда - дерево с яркими красно-бурыми прожилками. Сначала эта модель завоюет Бразилию, а затем - Европу, легко и стремительно, как и все творения госпожи Перриан.
Финал
Счастливые годы в Бразилии, где работал муж Шарлотты, сменились не менее плодотворными в Париже, Савойе, Женеве и всюду, где требовался удивительный талант дизайнера Перриан.
Она выпустила автобиографию, которая стала настольной книгой архитекторов и дизайнеров всех мастей. До самой смерти в 1999 году Шарлотта Перриан оставалась такой же социально и профессионально активной, как и в 25, уйдя вместе с эпохой, которой принадлежали её творения. Но они по-прежнему популярны по всему миру, продажи высоки, как и 40 лет назад - возможно, Шарлотте Перриан удалось создать классику XXI века?
Made on
Tilda