ИСКУССТВО

10 ПРОБЛЕМ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ПОСТАВАНГАРД

Что такое поставангард? Почему именно пост? Что он в себя включает? Наш быстрый гид по поставангарду расскажет вам всё, что нужно о нём знать в 10 пунктах
Юнна Астраханцева
Принципы
Неоднородность, развёртывание в виртуальной действительности/медиапространстве, «экранность»
Задача
Обозначить границы арт-понимания настоящего
Типичные представители
Илья Кабаков, Эрик Булатов, Ольга Лялина, Константин Худяков, Цао Фэй, Стеларк
1. Идея поставангарда и её сложность
Поставангард – неоднородный феномен, характеризующий состояние современного искусства, осмысляющий через искусство достижения авангарда и проблему восприятия настоящего через будущее. Несмотря на то, что термин «пост-авангард» появляется то тут, то там, до конца его составляющие компоненты так и не определились. Поэтому самой объективной трактовкой феномена на сегодняшний день является исследование Дмитрия Голынко, который выделяет ретроавангард и футуравангард.
Константин Худяков
2. Почему именно «пост»?
Приставка «пост» заявила о себе в XX веке во многих сферах, и, казалось бы, сколько можно ещё о себе заявлять? Однако, «пост» очень важно в сочетании со словом «авангард». Само значение этого префикса имеет оттенки дискурса о времени. В поставангарде «пост» проявляется как момент, говорящий о виртуализации современного искусства, которое в своей ирреальной ипостаси пытается через будущее выделить грани настоящего. При этом, используются и перерабатываются элементы прошлого искусства, авангардного в своих строениях и идеях.
Цао Фэй "Город RMB"
3. Отношение к авангарду
Пост-авангард преодолевает принципы авангарда, его жизнестроительство, его веру в выстраивание нового абсолютного языка искусства. Как авангард является кульминацией проекта модерна с его рационализацией жизненного мира, так пост-авангард начинает постмодерн, отрицающий крайность.
Илья Кабаков "Человек улетевший в космос из своей комнаты"
4. А не постмодернизм ли это?
Дмитрий Голынко считает, что время начала поставангарда совпадает с постмодернизмом. Кроме того, эти феномены носят и некоторые общие черты: ирония, скептическое отношение к достижениям авангарда и к другим практикам арт-среды и массовой культуры. Собственно, часть поставангарда с этими чертами и относится к ретроавангарду. Таким образом, соц-арт, например, относится к постмодернизму и к нашему феномену одновременно. Но поставангард не так однозначен, он шире, он развивается. Именно поэтому, современное состояние этого явления уже не ставит иронию во главу угла. Более чем, принцип золотой середины, возделывание своего сада и постепенное выстраивание будущего – принципы, отличающие наш феномен от угаснувшего в конце прошлого века постмодернизма.
Ольга Лялина "My Boyfriend Come Back from the War 1996"
5. Развитие под влиянием медиа
Черта медиаискусства заключается в неразрывной связи с коммуникациями, масс-медиа, другими арт-практиками, с реципиентами, кураторами и художниками. В таком искусстве всё связано, элементы пронизаны сетями. Эта связь коммуникаций проявляется, в том числе в интерактивности, через которую связан реципиент и объект. Медиапространство порождает виртуальную среду, в которой развивается поставангард.
Дмитрий Каварга "Модель биполярной активности"
6. При чём тут«экранность»?
Под экранами и экранным искусством понимается умозрительно воспринимаемое пространство, в котором все элементы связаны. Именно поэтому «экранность» является логическим воплощением поставангардного искусства. Экранность может проявляться даже в театре. Сегодня нередко можно встретить постановки с использованием экрана – не в качестве декораций, а в роли самостоятельного элемента, как в «Саломее» Марата Гацалова.
7. Что включает в себя поставангард?
Поставангард включает ретроавангард: московский акционизм, концептуализм, соц-арт и другие направления, иронизирующие в своих проявлениях над идеями авангарда. Кроме того, есть и вторая составляющая феномена под названием футуравангард. Представители этого направления работают над осмыслением перехода от настоящего к будущему, рефлексируют над существованием реципиента в мире технологий: медиа-художники, сторонники цифровой живописи.
Константин Худяков "Поцелуй Иуды"
8. Создают ли художники манифесты?
Нет. Более чем, редко кто из художников сам открыто причисляет себя к поставангарду.
9. А это точно направление?
И снова нет. Потому что это феномен, взгляд, через который можно смотреть и осмыслять современное искусство.
Стеларк "Ухо на руке"
10. Где увидеть поставангардные работы?
Работы ретроавангардистов, например, Эрика Булатова и Ильи Кабакова, можно увидеть в Государственном Русском музее, в Третьяковской галерее, в Эрмитаже, в Государственном центре современного искусства. Арт-объекты футуравангардистов, опыты со звуком, видео, science-art можно также увидеть в музеях и выставочных центрах. Например, некоторые работы Константина Худякова, цифрового художника, выставлены в Музее современного искусства «Эрарта». Но, так как поставангард реализуются в медиа-пространстве, арт-практики этого феномена вы легко сможете встретить на просторах всемирной сети.

Made on
Tilda