Архитекторы нового поколения

Кто в России занимается конструированием будущего с помощью спекулятивной архитектуры
Людмила Маркова
Ни для кого не секрет в мире архитектуры, что столичные заказчики по-прежнему предпочитают обращаться к западным гуру, если дело касается крупных проектов. Нынешнее положение дел не меняется уже много лет, а перемены необходимы. Безусловно, нельзя отрицать, что и новое поколение российских архитекторов во многом ориентируется на дизайнерские школы Европы. Регулярно наши студенты проходят стажировки за рубежом, поступают в престижные учебные заведения, получают интернациональный опыт. В результате чего растёт самобытное поколение талантливых и перспективных мастеров своего дела, сознание которых не ограничено системными рамками. Мы живём в период, когда на смену постмодернистским теориям приходит спекулятивный реализм, а потому вливание «свежей крови» особенно важно. Приверженность к испытанным решениям нередко мешает будущему. В прошлой статье были раскрыты новаторские концепции спекулятивной архитектуры, а сегодня речь пойдет о молодых российских представителях этого направления. Ведь именно они на данный момент активно разрабатывают планы по созданию комфортной среды в больших и малых городах, проводят смелые исследования мирового масштаба.
Начнём с архитектора, чьё имя уже известно в специализированных кругах – Родион Еремеев выпускник Института современной архитектуры Каталонии, Московского архитектурного института и института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Вектор его деятельности направлен, в первую очередь, на изучение возможностей внедрения digital-технологий в городскую среду.
Проект Родиона Еремеева - конструктор собственных архитектурных проектов
"Проект исследует технологическую историю архитектурного проектирования
и строительства и предлагает спекулятивный сценарий
будущего архитектуры как индустрии. В будущем технологии
сделают возможной архитектуру, основанную на данных:
проектирование будет хотя бы частично осуществляться
алгоритмами на основе базы элементов и стилей,
строительство будет программироваться и выполняться роботами.
Как в таком будущем будут выглядеть города и пригороды?
Получим ли мы на выходе лаконичную, рациональную
и простую архитектуру или постепенно сформируется
новый рынок архитектуры массового потребления – разнообразие
дешевых, легко кастомизируемых проектов, составленных
из случайных и нерегулируемых сочетаний корпоративных
модулей и синтезированных стилей известных архитекторов?" Strelka institute

По окончании программы «Гибридный урбанизм» (Hybrid Urbanism) в «Стрелке» совместно со своими коллегами Ксенией Красновой, Вадимом Егоровым и Тимуром Черкасовым он подготовил проект по исследованию технологической истории архитектурного планирования и строительства – «Architecture Mass Market: градостроение как рынок». Урбанист — одна из самых востребованных профессий XXI века. Гибридный урбанизм работает с городской тематикой комплексно. Применение digital-инструментов даёт возможность взаимодействовать с большим объемом данных, анализировать происходящие процессы, и как следствие, формировать новые сервисы. Сценарий «Mass Market» рассматривает архитектуру как индустрию, где часть функций осуществляется с помощью запрограммированных на определённые алгоритмы роботов. Кейсы–клише, лежащие в их основе, составляли именитые архитекторы, соответственно, любой желающий может на время почувствовать себя профи. В качестве наглядного прототипа предлагается интерактивная игра по самостоятельному созданию проектов. Как итог – повышение качественного и эстетического уровня частных построек. Но есть и оборотная сторона медали: подобная оптимизация может привести к возникновению товаров массового потребления низкого качества, эклектичных и не имеющих ценности. Тем не менее, в условиях стремительного прогресса, когда роботы всё плотнее вступают во взаимоотношения со всеми сферами жизни, а примеров авторской архитектуры, к сожалению, ещё не так много, направление спекулятивной мысли является одной из основных тенденций.

Рассмотрим ещё несколько интересных идей молодых «гениев спекуляции» за последние годы. Результатом образовательного сезона-2015 того же института «Стрелка» стало интерактивное панно воображаемой России, сгенерированное на основе мировых трендов развития человечества. Конечно, не все оценили глубину студенческих исследований, восприняв это как сатиру или даже оскорбление. Но давайте познакомимся с проектом поближе.
Картина 1 - «Экономика праздности»
После работы: разгул неудачников и скромность победителей в городе свободного времени». Здесь представлена возможность развития полуострова Крым, как типичного черноморского курорта, но с патриотическим уклоном. Всё это дополняется вкраплениями таких футуристичных элементов, как, например, площадки голографических концертов вокалоидов, капсулы сна и секс-будки с почасовой оплатой. Правда, перспектива у этого праздника жизни куда менее радужная. По прогнозам исследователей института, к 2060 году велика вероятность превращения полуострова в место острого конфликта между двумя соперничающими идеологиями. А причина роста экономики досуга - деградация человеческого ресурса.

Картина 2 - «Альтернативные формы управления»
О том, как прочно укрепившаяся в России сословная пирамида, основанная на степени «полезности» государству, по-прежнему остается фундаментальной структурой, которая подавляет информационную революцию и вынуждает даже независимые медиа встраиваться в эту политическую схему.

Картина 3 - «Общество тотального надзора»
Показывает город, разделённый на два района: для тех, кто не принял условия открытых личных данных, и для пользующихся всеми благами усовершенствованной инфраструктуры, взамен на постоянное слежение. Обмен приватности на комфорт – один из самых актуальных вопросов времени.
Картина 4 – «К бессмертию»
Посвящена «технологиям радикального продления жизни», провоцирующим церковный раскол и возникновение «черного рынка», ведь лицензии на бессмертие доступны, в первую очередь, элите.
Можно по-разному относиться к таким прогнозам, но нельзя игнорировать тот факт, что многие тенденции, гиперболизированные в панно, очевидны уже сейчас.

Свою нишу в области футуристичных стратегий занимают выпускники КГАСУ (Казанского государственного архитектурно-строительного университета). По результатам конкурсного отбора, трое из них: Анна Андронова, Алиса Силантьева и Егор Орлов - поступили на магистерскую программу в архитектурную школу Bartlett UCL (Великобритания), которая считается одной из лучших. О деятельности Егора Орлова мы уже упоминали в предыдущем материале. Теперь обратим внимание на другие работы.
Анна Андронова - призёр многих международных архитектурных конкурсов. В своём дипломном проекте «Город будущего. Эра цифрового Ренессанса» она изобретает архитектуру подвижную, без классических «офисных пространств». Стены могут трансформироваться в навесы, а заменой пола становится живое поле. Труд охватывает большой спектр вопросов и состоит из нескольких самостоятельных частей.

В «Неугасимом свете», например, изложен план торгового центра, где иллюминация осуществляется за счёт природных источников света. В здание внедряются микроорганизмы – бактерии, растения, которые днём накапливают свет, а в темное время суток отдают его, что способствует экономии энергии и влияет на экологию пространства. На данный момент в мире уже есть примеры использования фотосинтезирующих микроорганизмов в качестве альтернативного освещения, поэтому возможность претворения этой идеи в жизнь намного реальнее, чем кажется на первый взгляд..

Анна Андронова
Ещё один аспект городской среды рассматривается в разделе «Дышащий город». Он также связан с природными системами. Проект стал призёром (второе место) международного конкурса d3 Natural Systems, который проходит в Нью-Йорке. Это была первая победа студентов из России. Анна Андронова предлагает вариант реконструкции промышленной зоны Казани. Все склады и производственные помещения выносятся за пределы города, благодаря чему для горожан открывается выход к Волге. Также сюда перемещается часть жилых построек, торговых центров и административных зданий, освобождая исторический центр от лишней функциональной загромождённости.
Эко-архитектура – один из трендов современного времени. Тема витает в воздухе, и касается она не только ландшафтного дизайна и использования натуральных материалов - это, прежде всего, прямое внедрение природы в пространство городов, о чём «пророчествует» один из ведущих спекулятивных идеологов Лиам Янг.
Не стоит думать, что архитектор ищет вдохновение лишь в зданиях и постройках, получивших мировое признание. Часто источники идей находятся вне профессиональной сферы. Такие уроки мудрости выпускница КГАСУ Алиса Силантьева получила во время стажировки в маленькой корейской студии Moon Hoon , названной по имени её основателя. В данном случае, как бы тривиально это не звучало, «музой» стала еда. Выбор не случаен, ведь в Корее, где Алиса провела несколько месяцев, фуд-культура очень развита. Работа «Еда и город. Культура и безопасность» изучает поселения будущего, сформированные под действием новых пищевых цепочек. Для избежания экологического кризиса в города возвращается аграрная культура, соответственно, формы зданий тоже подстраиваются под природные потребности. Проект проработан детально: учтен дизайн ланчбоксов и более 30 типологий ячеек для вертикальных садов, ферм и озелененных террас. Но суть не в этом, молодой архитектор, прежде всего, рассматривает новый подход во взаимодействии между людьми будущего, понятные коммуникативные знаки и формулы, определяющие культуру в целом.

Спекулятивная архитектура не является обособленным направлением. И чем плотнее будет её взаимодействие со смежными сферами, тем эффективнее результат.

Уже сейчас ведущие архитектурные бюро, занимающиеся строительной практикой, говорят о творческом преобразовании пространства, где архитектор – это демиург, воплощающий свои художественные идеи в жизнь. Спекулятивность, в свою очередь, добавляет аналитический элемент, которого зачастую не хватает при конструировании современных агломераций.

Несмотря на контекст статьи, не хотелось бы разделять и поколения архитектурной среды. Безусловно, существуют определенные трудности перевода. Не все опытные профессора знакомы с 3D-моделированием, да и язык интернет-мемов и прочих культурных кодов, используемых в проектах молодых архитекторов, не совсем им близок. Однако взаимная гибкость, сочетания опыта и свежего взгляда смогут стать благодатной средой для воплощения той самой амбициозной идеи об изменении мира.
Спекуляция создает все условия для дискурса, в котором может участвовать любой человек, даже не являющийся профессионалом. «Сначала мы формируем город, потом он формирует нас» - слова выдающегося архитектора и урбаниста Яна Гейла. Проектируя свое «завтра», мы , в первую очередь, определяем самих себя.
Made on
Tilda