КУЛЬТУРА

МОНУМЕНТАЛЬНОЕ УЛИЧНОЕ ИСКУССТВО.
МУРАЛ

Мария Шрамова
Как меняют «лицо» современного города муралы? Чего ожидать от такого взаимодействия? Что такое мурал и какое место он занимает в практике стрит-арта? В рамках симпозиума "ТЕЗАУРУС" по исследованию терминологии стрит-арта мы поговорили с экспертами и теперь расскажем вам, чем всё это кончится.

Урбанизация, наряду с информатизацией и модернизацией, уже прочно вошли в наш мир, а само пространство городской среды сегодня становится всё более популярным объектом исследования культурологов и искусствоведов.
«Совершенно безразлично, жить ли здесь или в ином месте, если человек повсюду в мире, как во Граде», - полагали стоики.

В статье о граффити мы уже писали, что город – это продолжение «социального тела» человека: взаимовлияние человека и пространства превращает город в некоего «медиума» между человеческим сознанием и миром - ведь стрит-арт, по мысли метафизиков от искусства, является проводником «коллективного бессознательного».

И это не для красного словца: корни происхождения мурала (или "монументального искусства", если точнее) - в далёком палеолите, когда наскальная живопись была единственным способом зафиксировать племенные обычаи и верования наших предков. Более того, современный мурал технически ещё ближе к сумрачным пещерам, чем церковные фрески и советская мозаика на и в различного вида ДК.
Почему так?
Обращали внимание, что именно попадает на многометровые "полотна" цивилизованных бэнкси? - на самом деле, абсолютно всё, от портретов великих до величественных батальных сцен ВОВ. Но в большинстве своём это - визуальная пропаганда, заключённая в интуитивно понятную горожанам форму:

«Сегодня в среде художников "политические высказывания" встречаются достаточно редко. А среди пропагандистских деятелей, наоборот, встречается всё чаще. Например, в Москве, Военно-историческое Общество заказывает художникам-оформителям портреты военоначальников, что в принципе, уже визуальная пропаганда»,
- Дмитрий Аске
Хотя ещё в Советском Союзе мурал считался самым что ни на есть революционным искусством и транслировал образы из ожидающего советских граждан светлого будущего. В СССР мурал был привезен из далекой солнечной Мексики, где искусство возродилось вместе с революционным движением 1919 года (от исп. «el muro» - стена, стенка). Вдохновленные революционными идеями, Диего Ривера, Хосе Клименте Ороско, Давид Альфаро Сикейрос, Карлос Мерида в своей «Декларации революционного синдиката работников техники и искусства» провозгласили возврат искусства к индейским истокам, а главным адресатом своего сообщения сделали "народ", который и должно вдохновлять новое искусство на "революционную борьбу" с буржуазией.

ДА: «Диего Ривера вдохновлялся русским авангардом: художники-авангардисты провозглашали, что искусство должно выйти на улицу, влиться в жизнь. Мексиканские муралисты продолжили эту идею, но в своём формате, поскольку многие из их росписей находились не только на фасадной части домов, но и во внутренних дворах зданий, или были вписаны в архитектуру внутри».
В столице, как впрочем и в любом другом городе нашей необъятной родины, бум мурализации городского пространства пришёлся на годы активной стройки 50-60-х, когда во всех городах возводили типовые кинотеатры "Ракета", где можно было посмотреть типовой художественный фильм. Собственно, ракеты, как элемент подвига трудового народа, часто становились элементом мурала - пропагандистского искусства.

Но истоки советского мурала стоит искать в раннем и наивном искусстве "Окна сатиры РОСТА" (или "Окна РОСТА") - серии агитационных плакатов, обнажавших острые проблемы молодой республики.

Рубящие, резкие стихи Маяковского и Бедного, сдобренные незамысловатой графикой Черемных, резко осуждали противников революции и сформировали базу для архетипного сознания нового общества. Плакаты традиционно выставлялись в витринах пустующих гастрономических магазинов - единственное доступное рекламное пространство в голодные годы Гражданской войны.
УЛИЦЫ – НАШИ КИСТИ.
ПЛОЩАДИ – НАШИ ПАЛИТРЫ.
(В. В. Маяковский. Приказ по армии искусства)
Значит, мурал - площадка для политического высказывания?
Современный мурал давно снял с себя статус "революционного" искусства, заняв позиции лояльного "исполнителя социального заказа". Можно ли в этом случае говорить о самореализации личности художника?


"Я думаю, что мурал можно расценивать и как феномен от мира искусства, и как площадку для высказывания художника, и как городскую декорацию. При этом, в каждом конкретном случае это - комбинация всех трёх пунктов. Если говорить о фестивалях уличного искусства, которые проходят достаточно часто и в России, и заграницей, то там есть декоративные функции, которые используют организаторы, чтобы привлечь внимание жителей, а без «красивой картинки» это достаточно сложно. Есть фактор самореализации художника, когда человека приглашают, для того, чтобы он показал свой стиль, свои навыки, умения и как феномен, это тоже, конечно, имеет место [быть – прим.ред.], поскольку это происходит по всему миру уже на протяжении нескольких лет- востребовано массово" - Дмитрий Аске
Чем же в таком случае мурал отличается от стенной росписи?
«Хотя мурал - от испанского "muro", то есть "стена", "настенная роспись", от монументальной живописи он отличается тем, что настенная роспись, или мурал, по технике и композиции ближе к станковой живописи; монументальное искусство использует совершенно иные принципы композиции, иные материалы и техники, да и масштабы. Оно рассчитано на работу художника с вечными темами, с нестареющими ценностями, со взглядом в далекое будущее. Настенная роспись (мурал), в современном понимании, - это что-то всё-таки временное. По этим критериям можно эти два термина разделить». - Дмитрий Аске
А что о технике?
Основные техники классической монументальной живописи широко известны:


  • фреска,
  • мозаика,
  • витраж

Несмотря на то, что мурал считается наследником этого древнейшего вида искусства, мурал, тем не менее, использует многие принципы техники и композиции, вышедшие из стрит-арта, что только подтверждает его статус "институционализированного" стрит-арта и социально значимого искусства.

ДА: "На сегодняшний день самая распространённая техника – использование аэрозольной краски, либо водоэмульсионной краски. Кто-то её наносит валиком, кто-то - кистями, кто-то использует акриловую краску, но это уже детали. Есть нитроэмаль и есть водорастворимая краска, нитроэмаль наносят баллоном, водорастворимую краску - валиком или кистями. Всё достаточно просто".
Исторический мексиканский мурал являлся одним из составляющих синтеза, в котором органично сочетались архитектура, скульптура и живопись, что только усиливало возможности визуального воздействия. Сегодня, конечно, не существует по-настоящему масштабных и комплексных проектов подобного рода, из-за чего мурал не воспринимается как органично вписанное в городское пространство направление уличного искусства. С ним связано немало скандалов, одним из которых является длящаяся годами история с брандмауэрами Петроградской стороны, ставшей "домом" Петербургского мурала – проекты здесь то появляются, то исчезают при поддержке администрации района.

ДА:"Чаще всего художники используют те поверхности, которые им предоставляют фестивали, о каком-то соотношении места и работы речь идёт очень редко. Не так часто, как хотелось бы, работы хорошо вписываются в архитектурное пространство".
Так что же такое мурал сегодня?
МА: "Это и освоение городской среды, и площадка для пропаганды. Нужно понимать, что какой-то процент населения городов живёт в очень и очень типовой застройке, типовых кварталах, где ощущение созидательной жизни достаточно деградировано, поэтому у них возникает потребность к ярким проявлениям несогласия, поэтому эстетическое улучшение среды с помощью паблик-арта, я считаю, - это достаточно значимое дело. Особенно в Петербурге, где не хватает света, а яркие цвета точно так же действуют на организм, как и солнечный свет, - нам просто не хватает яркости".
ДА:«Это очень спорный вопрос, сегодня мы пытались понять, насколько всё-таки мурал можно отнести к стрит арту? Думаю, это один из [его -прим.ред.] форматов. Но есть один момент: изначально стрит-арт не санкционирован. А сделать какую-то масштабную роспись "несанкционированно" достаточно сложно. По крайней мере, какую-то детальную, проработанную. С другой стороны, поскольку для массового зрителя формат настенных росписей стал доминирующим, то большинство стало воспринимать его как стрит-арт, хотя всё это является, по сути, паблик-артом, ведь это не инициатива снизу, а инициатива сверху, с разрешения властей, при поддержке спонсоров, при работе кураторов, часто с гонорарами для художников. Стрит-арт - это всё-таки инициатива снизу, а паблик-арт – инициатива сверху».
Играя на взаимодействии андеграундной культуры и власти, мурал сегодня становится всё более интересным социальным феноменом и освоения городского пространства, и, одновременно, объектом гражданского действия. Тем не менее, "границы жанра" обуславливают его известную "ангажированность", а потому - невозможность сказать больше, чем позволено.
Made on
Tilda