"МАНИФЕСТО" ДЖУЛИАНА РОЗЕЛЬФЕЛЬДТА

Толчок к познанию "века разрыва сверхновой" в мире искусства

Дарья Николаева
Принято считать, что авторское кино какое-то "не для всех": сложное, многослойное, рассчитанное на подготовленного зрителя, причем подготовленного основательно. Тем не менее, мы считаем, что картина Джулиана Розельфельдта "Манифесто" - лента, обязательная к просмотру всем обитателям планеты Земля.

Тем, кто уже на старте понимает, о чём идёт речь, лента доставит эстетическое удовольствие; для тех, кто пока еще только учится, она станет толчком к познанию "века разрыва сверхновой" в мире искусства. XX века, который осветил путь человека до формирования менталитета современного европейца.
О "Догме" - ничего ты не оригинален
Итак, Кейт Бланшетт снова сыграла в постановке одного из подписавшихся под "Догмой 95" ("Кофе и сигареты" Джима Джармуша, 2003). Как ни парадоксально, сыграла в авторском кино без автора: помните, автор - отрыжка буржуазного романтизма? Этой мыслью школьная учительница завершает ленту: "Nothing is original" - мы можем красть идеи, приёмы, образы. Главное - красть правильно и стоящее.
Мы можем красть идеи, приЁмы, мысли. Главное - красть правильно и стоящее.
Видимо, по этой причине фон Триер беззастенчиво заимствует философию модернистов от литературы (точнее, идеолога течения, Вирджинии Вулф - "Миссис Дэллоуэй", "На маяк"), которые уже в начале XX века отказались от автора в произведении. Модернисты даже более последовательны в своем стремлении: в центре их творчества - подсознание человека, а модернистская литература - это беспрерывное размышление персонажей.

Читателю наконец представилась возможность воспринимать текст без вечно довлеющего над ним толстовского "читай так". То же мы видим и в ленте Розельфельдта: музыка не может звучать, если она не звучит внутри кадра; в титрах нельзя указывать автора. Откуда возьмётся первое и второе, если камера - это лишь окуляр для зрителя?
Дада
Сделали эпатаж нормой
Еще раньше на свет появляется дадаизм или дада. Как настоящий пионер в искусстве дада отрицает все: хорошее и плохое, относительно хорошее, безусловно плохое. Дада - это ничто, это нигилизм в чистом виде: нет религии, нет государства, нет традиционной красоты, нет (даже условной) морали, нет искусства. Поэтому мы все идиоты, и потому черный юмор сюжета заслуживает отдельных оваций: говорить о ничто на похоронах и потратить на это 9 минут экранного времени - более чем остроумно.
Шоковая терапия поколения бунтарей стряхнула с мира пыль уходящей эпохи и сделала человека объектом и субъектом искусства.
Заметьте, героиня Кейт Бланшет транслирует идеи Тристана Тцары, который считал главной задачей дада выход художника из замкнутой системы ценностей. Но разве похороны, один из старейших социальных институтов, не опрокидывает идеи дадаистов - или это тоже часть игры режиссера со зрителем? Справедливости ради отметим, что дада не только отрицает. Его основополагающая роль в бурной культурной революции XX века несомненна. Дадаисты освободили человечество, сделав писсуар арт-объектом, узаконив эпатаж и наркотики с алкоголем как жизненную норму творца.
Сюр
Ввели фрейдизм в искусство
Предпоследняя глава ленты посвящена сюрреализму, идеологически и хронологически наследующему дада. Почему кукольная мастерская и марионетка? Сюр - это над реальностью (или сверхреальность), поэтому в фокусе работ Андре Бретона - подсознание художника: "Чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить или устно, или письменно, или другим способом реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума…". Бретон, конечно, вдохновляется теорией Фрейда о бессознательном, поэтому сюрреалисты считали возможным творить только в подходящем состоянии - изрядно накачавшись абсентом или кокаином.
Сюрреалисты считали возможным творить только в подходящем состоянии - изрядно накачавшись абсентом или кокаином
В состоянии наркотического опьянения (или транса, как называли это сюрреалисты) нашими устами говорит не разум, а истинное Я, воспринимающее окружающую действительность импульсивно и/или чувственно (в фильме - это марионетка-копия героини Кейт Бланшетт). Возникающие во время сеансов образы и концепции сюрреалисты фиксировали друг за другом на бумаге и других попадающихся поверхностях - по-видимому, такой вид работы стал предтечей проектных групп, столь популярных в современной корпоративной культуре.
Футуризм - спасибо за наше настоящее
Параллельно с линией индивидуального в фильме развивается футуристическая парадигма, которая вытесняет личность коллективом. Знаменательно, что философия футуризма передана через архитектуру - искусство подчинения окружающей среды нуждам человека.
Идеология итальянского фашизма Маринетти преобразована в современный образ брокера, звена в системе биржевой торговли, который, в свою очередь, является звеном в системе финансового мира, и так далее, до формирования идеальной геометрии Вселенной. В мире футуризма все подчинено потребностям организма-социума, очищенного гигиеной войны: человека и индустриализации, человека и машины.
На экране выстраивается упорядоченный организм нового мира: обезличенный дресс-кодом, нивелированный половым равенством, структурированный математическими законами новой эпохи
Кадр последовательно удаляется от героини Кейт Бланшетт и её коллег, а на экране выстраивается упорядоченный организм нового мира: обезличенный дресс-кодом, нивелированный половым равенством, структурированный математическими законами новой эпохи: "Мы будем восхвалять войну - единственную гигиену мира, милитаризм, патриотизм, разрушительные действия освободителей, прекрасные идеи, за которые не жалко умереть, и презрение к женщине…". Да, да, треугольники вместо грудей - максимум, на что можно наткнуться на выставке итальянских футуристов (и то случайно).
Архитектура
Как мусор спасёт человечество
Продолжают заданный футуризмом вектор теоретики от архитектуры: Антонио Сант-Элиза ("Манифест архитектуры футуризма"), Бруно Таут, Роберт Вентури. Мусоросжигательный завод, символ современного социального общества (высшая форма развития человечества, между прочим), обнажает утопическую систему ценностей и стремлений футуристов (а значит, и современного социума, увы). Архитектура должна отражать достижения человека воли, сверхчеловека, который преодолевает свою человеческую природу и возвышается над миром - в прямом и переносном смысле.
РозельфельдТ и демонстрирует нам вечное - отходы человека - а гадить мы, пардон, будем всегда
Яркие и смелые линии, грандиозные строения - это символ гения человека, который подчинил среду своего обитания и на месте старого мира основал новый, мир технологий и машин. Розельфельдт и демонстрирует нам вечное - отходы человека (а гадить мы, пардон, будем всегда) - под бравое "Вдали сияет наше завтра, ура - прозрачному! Ура - ясному! Ура - чистоте!"

И было бы смешно, если бы не о нас. Увы или слава Богу, но от своей природы человеку не убежать.
Супрематизм - узаконил аскетизм технологичного настоящего
Своего апогея искусство о коллективе достигает в стерильно белой лаборатории со стерильно белыми обитателями-учеными. Удивитесь, но перед нами не научная фантастика 30-летней давности, а Революция супрематизма Каземира Малевича, Александра Родченко и Ольги Розановой.
Бесконечное развитие, конец которого - в достижении идеального минимума
Это искусство "в нуле форм", которые "уводят художника от цели к гибели" - поэтому персонаж Кейт Бланшетт почти бесполое существо в форменном защитном костюме.

"Вещи должны исчезнуть, как дым" - поэтому фоном служит аскетизм научной лаборатории.

"Искусство не должно идти к сокращению или упрощению" - поэтому в кадре появляется лестница-символ, отсылающая нас к мысли о бесконечном развитии, конец которого видится в достижении идеального минимума.

В "Манифесто" это - чёрный гладкий параллелепипед (здравствуй, квадрат), нечто запретное для обывателя, нечто достигшее идеального состояния точки конца и начала развития. Заметьте, что после первого испуга от внезапно изменившегося состояния объекта героиня впадает в некое экзальтированное состояние: это и есть выражение чистого живого искусства нового времени. Здесь нет места мудрости, любви, эстетизму - это пережитки прошлого, которому нет места в новой культуре необходимого минимума.
Концептуальное искусство
Run, rabbit, run
Мысль об уходе от формы продолжает сюжет о гламурной телеведущей, которая с вечной улыбкой на лице и несмешными шутками читает текст о концептуальном в искусстве. Парадокс, но две Кейт, искусственный дождь и пояснение к происходящему из уст самих Кейт и есть лучший рассказ о смысле течения. Классикой концептуализма считается композиция основоположника направления Джозефа Кошута "Один и три стула", которая состоит из стула, фотографии стула и статьи с описанием предмета.
Какая ещЁ форма, как не телевизионные новости лучше отражает философию концептуализма?
Искусство отныне обращено к интеллекту, а не к чувственному восприятию, ведь искусство - не форма, а идея: "Скорость преодолевает время и место. Скорость - это власть. Скорость допускает недостоверную информацию <...> Наше действие - это наблюдение за действием...". Какая ещё форма, как не телевизионные новости лучше отражает философию концептуализма? Мы получаем мысль-идею, мы её осмысливаем, но, когда мы закончили размышления над полученной порцией информации и соотнесли её с картиной мира, это - уже часть прошлого и неполная, то есть недостоверная информация.
Ситуационизм
Пассив не всегда подчиняется
Ленту обрамляет сюжет скитаний бездомного, который выкрикивает в громкоговоритель тезисы посттроцкизма - ситуационизма. Это течение вне идеологической парадигмы, близкое к анархистам, где в центре - сопротивление господствующей системе капитализма и обществу потребления. Поэтому активными адептами философии Ги Дебора в 60-е становятся представители творческой молодежи, особенно ярко ситуационисты проявили себя во время Парижской революции 1968-го (помните "Мечтателей" Бертолуччи?).
Остаётся лишь бомжевание,как поза в пику современному обществу
Задача искусства, как считал Дебор - в революции сознания, которое становится возможным только через сопротивление существующей культурной традиции, ломающей и изменяющей индивидуальное мышление. Вместо неё через точечные контркультурные ситуации необходимо создать новую контркультуру, а частью нового мира имел право стать только трудящийся, иначе - производящий. Сомневаемся, что режиссёр хотел пристыдить ленивых бездомных - видимо, идеи Ги Дебора, по мысли Розенфельда, неосуществимы в нашей реальности и остаётся лишь бомжевание, как поза в пику социуму. Вот только социум на неё не обращает ровным счетом никакого внимания, продолжая радоваться разрывающимся в небе фейерверкам.
Поп-арт
Это просто бутылки Кока-колы, не морщите лоб - за умного не сойдёте. Как рождалась реклама.
Концептуальность легла в основу искусства от общества потребления - поп-арта. С 1962 года в мире перестает существовать понятие высокого и низкого, искусства и неискусства: абсолютно всё может стать объектом коммерческого арта. Теперь это не прерогатива избранных, теперь искусство подчиняется обществу и перекладывается на конвейерную ленту производства.
Абсолютно всё теперь может стать объектом коммерческого арта
Серии банок супа, монохромные портреты, коллажи (спасибо дада) - продукты массовой культуры - захватывают сознание потребителя своей крикливостью, вульгарностью и рафинированной красотой. С полотен художников поп-арта на нас смотрят зачатки современных рекламных образов - недосягаемые, но такие желанные: "Мы манипулируем вашим сознанием за 75 000 франков/месяц <...> Когда Вы после жесточайшей экономии в течение месяцев наконец покупаете тачку своей мечты, я превращаю её в старьё," - "99 франков" Ф.Бегбедер.

Модели для портретов Pope of Pop (прозвище Энди Уорхола в арт-кругах) всегда без изъянов: ни единой морщины, идеальные черты лица, глянцевые улыбки, излучающие удовольствие от жизни. Человек отныне вырван из своей внутренней психической жизни, ему больше не нужно оставаться с произведением искусства наедине, чтобы понять идею автора или очистить душу от пыли повседневности (цитируя Пабло Пикассо) - его насильно погружают в примитивное искусство для масс. И вскоре он начнет ему молиться. Аминь.
Флуксус
Побег от коммерческого в спонтанное искусство
Однако искусство, чистое искусство, не может умереть. Оно эволюционирует, оно меняет формы, но не исчезает, ведь в эпоху победы коллективного, глобализации всего и вся человек нуждается в личном пространстве. Здесь он свободен от навязанных моделей поведения и диктатуры культурных традиций, здесь он раскрепощен и экспрессивен. Так отсутствие трансформируется в флуксус, а новой формой самовыражения для художника становится современный перфоманс.
"Очистим мир интеллектуальной, профессиональной и коммерческой культуры"
Искусство становится спонтанным, произвольным. Символами могут служить жесты, звуки, позы - абсолютно все, что может отразить внутреннее состояние творца и передать зрителю идею. Образ хореографа в этом эпизоде отлично передает эстетику течения: именно в танце человек не ограничен рамками жанра, танец отрицает какие бы то ни было догматы, танец доступен каждому и не требует специальных условий. Поэтому в кадре звучат отрывки из "No manifesto" Ивонны Райнер: "Очистим мир ителлектуальной, профессиональной и коммерческой культуры".
Абстрактный экспрессионизм
Абсолютным выражением свободного искусства без границ становится, конечно, абстракция. Наше сознание абсолютно выключено, мозгу не за что уцепиться, невозможно даже подобие логического ряда - творчество обращено напрямую к нашему подсознанию. Техника отвечает не каким-то определенным дидактическим задачам искусства или концепции объекта, или чему-то ещё, требующему работы когнитивного. Это чистая эмоция, выраженная в граммах краски на холсте: мазки, капли, брызги - а как иначе отобразить относительные понятия? Сочувствие, устойчивость, неуверенность, влюблённость? Не хочется говорить о фоне, в который режиссёр помещает цитаты из "Синего всадника" Кандинского. На наш взгляд, это печальная констатация факта: такое искусство сегодня существует только в мире арт-деятелей и частных коллекционеров. К сожалению.
Творчество обращено напрямую к нашему сознанию
Креасьонизм
Альтернативная реальность и панки, хой
Особняком стоит микс из авангардного движения стридентизма мексиканского арт-критика Мануэля Арсе и креасьонизма - чилийского поэта Висенте Уидобро. По сути своей абсолютно маргинальное и мало оригинальное, оно отражает простые идеи: живи сегодняшним днём, наслаждайся им, а если сегодняшнее тебя не устраивает, создай его. Здесь переплетены отрицание дада, воспевание движения человека-машины футуризмом и анархический дух Мексиканской Гражданской войны.

Слишком избито, чтобы обратить на себя внимание, и слишком пьяная Кейт Бланшетт остается незамеченной. Почему вообще этот кусок попал в "Манифесто"? Кажется, Розельфельдт поставил перед собой задачу показать весь калейдоскоп искусства 20 века, и поэтому странно было бы обойти молчанием философию целой плеяды неформальных движений: панков, анархистов и пр. Все-таки тело демократии здорово, когда в ней есть оппозиция существующим порядкам, иначе появляются опасные пустоты - кто знает, чем они заполнятся?
Живи сегодняшним днЁм, наслаждайся им, а если сегодняшнее тебя не устраивает, создай его
Что готовит нам день грядущий можно лишь догадываться. Куда смотрит вектор мира современного искусства, чему оно адресовано: разуму или сердцу? Кажется, сегодняшний арт-рынок удовлетворяет потребности и того, и другого. Баланс говорит об относительной стабильности в мире и головах, а превалирование коллективного или индивидуального - это реакция художника на время и тенденции.

Например, "Догма 95" - это реакция режиссеров на смерть искусства (не спорим, лишь цитируем). Манифест - это реакция группы художников на массовый продукт, попытка вернуть искусство в плоскость искусства и вывести его из области коммерции. Возможно, в этом причина перехода к жанру видеоинсталляции? Меняя форму, режиссер изменяет подачу материала и заставляет менять восприятие картины. Или это wow-эффект как способ удивить зрителя и достучаться до массового сознания? Для нас это вопрос риторический, а для вас?
Made on
Tilda