ИСКУССТВО

Весь дадаизм в 10 пунктах

Мария Шрамова
Принципы
иррационализм, нигилизм, цинизм, отказ от общепринятых канонов искусства
Задача
создать новый универсальный язык искусства
Типичные представители
Тристан Тцара, Луи Арагон, Ханс Арп, Хуго Балль, Курт Швиттерс, Марсель Янко, Рихард Хюльзенбек, Марсель Дюшан, Ман Рэй
1. Появление
Как утверждает историческая хроника, 5 февраля 1916 года в 6 часов вечера дадаизм обнаружил себя рожденным в тихом маленьком Цюрихе на Шпигельгассе, 12. Да-да! Именно обнаружив себя рожденным, дадаизм создал свой манифест, который перевернул весь ход развития искусства XX века.

В этот день и в этом месте собрались: Марсель Янко, Тристан Тцара [наст.имя – Сами Розеншток – прим.ред.], Жорж Янко. По случайности здесь оказался и Ханс Арп [он же Жан Арп – прим.ред.]. Все они приехали в Швейцарию из разных уголков Европы, убегая от ужасающих последствий войны. Кружок «дадаистов» сформировался вокруг Хуго Балля, который «открыл» для дадаистов «Кабаре Вольтер». В манифесте к первому вечеру дадаистов говорилось: «Дада – новое направление в искусстве. Об этом говорит уже то, что до сих пор никто ничего о нем не знал, а завтра о нем заговорит весь Цюрих». Так и случилось, что кабаре сразу же стало цюрихской сенсацией. И не зря: здесь устраивались вечера афроамериканской музыки вместе с оркестром балалаечников; Рубинштейн играл Сен-Санса, Эмили Хеннингс, подруга Х. Балля, чередовала народные песни с распутными, читали Кандинского, Макса Жакоба и Ласкель-Шюлер. Сидевшая за своими пивными кружками публика, первоначально ошарашенная этой разнотипной вакханалией, исступленно пускалась в «шум соучастия». Это и было искусством. Кстати, плакат к этому кабаре нарисовал украинский художник Марсель Слодки. Его имя затерялось во всём этом «шуме».
Хуго Балль
2. Что такое "дада"?
Версия №1. Первоначально «дада» было придумано Тристаном Тцара как псевдоним певицы мадам Ле Рой, которая выступала в «Кабаре Вольтер».

Версия №2. Ханс Арп писал, что слово «дада» было взято из немецко-французского словаря и обозначало игрушечную деревянную лошадку.

Версия №3. На языке племени Кру оно означает «хвост священной коровы».

Версия №4. В манифесте «Дада» объясняется: «Дада символизирует примитивнейшее отношение к окружающей действительности. Вместе с дадаизмом в свои права вступает новая реальность» (Минифест дадаизма. Р. Хюльзенбек, Т. Тцара, и др., 1918).

Версия №5. В некоторых областях Италии так называют мать, а в славянских языках – это двойное утверждение и, одновременно, детский лепет.

Наконец, Тристан Тцара сказал: «Дада ничего не обозначает, нечего терять время из-за слова, которое не имеет смысла».
Выставка Дадаистов
3. Истоки
Истоком этого направления была культура кабаретизма. Она становилась всё более популярной в конце Первой мировой войны. В кабаре собирались художники и маргиналы, музыканты и пропойцы, бродяги и поэты, актеры и проходимцы. Таким было и маленькое «Кабаре Вольтер», где лилось вино, курился гашиш и создавалось искусство.

Однако ещё сорок лет назад (с конца 1870-х гг.) во Франции зародилось художественное течение фумизм. Один из его основателей, Эмиль Гудо, описывал суть фумизма как «искусство пускать дым в глаза» (от фр. fumée –дым). Фумисты собирались в артистическом кафе «Черный кот», чтобы выпить и немного поесть, декларировали свои стихи, устраивали хлёстские словесные поединки. Их абсурдные прокламации были основаны на игре слов. Фумисты заявляли: «Искусства должны стать фумизмом, иначе их не станет!»

Некоторые называют предвестником дадаизма Ф. Пикабиа, а Р. Хаусман утверждает, что он сам открыл дада ещё в 1915 году; в то же время, скульптор Габо обращает внимание на истоки дадаизма в итальянском и русском футуризме. Андре Жида тоже называли «первым дадаистом», а Марк Твен вполне в духе дадаизма уверял, что человек – это обычная кофемолка.
Рауль Хаусман «Механическая голова (дух нашего времени» 1920

4. Основные идеи
Своим главным принципом дадаизм сделал иррационализм: «Дада трудится изо всех сил и добросовестно распространяет повсюду идиотизм!». Отказавшись от логики и разума, по мнению дадаистов, строгому racio вещного мира с его окровавленными телами на баррикадах войны дадаизм противопоставил всеобщий отказ от принятия мира. Задача дадаизма – тотальный нигилизм. «Нет! Нет! Нет!» фраза, которая звучит рефреном в манифесте дадаизма Рауля Хюльзенбека.


Дада для дадаистов это своеобразный дзен: «Дада – это ничто». Лозунгом дадаизма был: «Да­да­ис­ты не пред­став­ля­ют со­бой ни­чего, ни­чего, ничего, не­сом­ненно, они не дос­тигнут ни­чего, ни­чего, ни­чего».

Дада — это освобождение и утверждение жизни, ведь он родился в Цюрихе, на маленьком островке мира посреди моря войны. Есть свидетельства, что именно Тристан Тцара и Марсель Янко в попытке подтолкнуть друг друга к славянской речи (они были румынами) декларировали жизнерадостное «Да-да!». Ханс Рихтер в книге «Дада: искусство и антиискусство» обобщил: «Ничто не могло выразить наш оптимизм, чувство новообретенной свободы, чем это крепкое, повторяющееся «да, да».

Дада интернационален. Это вложено в само слово, которое охватывает множество национальных языков и одновременно не означает ничего. Это было обусловлено и исторически: в состав кружка дадаистов вошли художники-эмигранты, исповедовавшие леворадикальные взгляды.
Макс Эрнт «All the first clear world»

5. Локальные школы
Зародившись в Цюрихе, дадаизм посеял свои семена на национальные почвы.

В Берлине дадаизм имел яркую политическую направленность. Поэты провозглашали приход нового дада-мира и требовали:

1. международного революционного объединения всех творческих и думающих людей во всём мире на основе радикального коммунизма;

2. введения прогрессивной безработицы путём всеобъемлющей механизации любой деятельности. Только по введении безработицы каждый получит возможность понять, что такое истина, и приучить себя к сопереживанию;

3. немедленной экспроприации собственности (социализации) и введения коммунистического питания для всех, а также создания городов и парков, освещённых электричеством, которые создадут свободного человека (Хаусман, Хюльзенбек, Голишев «Что такое дадаизм и какие цели он ставит себе в Германии?»).

Большая ветка дадаизма развивалась в Кёльне, здесь идейным лидером был Макс Эрнст, знаменитый своими опытами в области фроттажа и декалькомании. Кёльнский дада был не столь многочисленным, как берлинский, но по значению и вкладу в развитие движения вполне мог с ним сравниться.

Ещё одна интересная немецкая ветка дадаизма развивалась в Ганновере. Курт Швиттерс разработал технику «мерц» (сокращение от «Kommerz und Privatbank») - сочетание алогичных, намеренно несочетаемых предметов. Позднее «мерц» стало нарицательным, например, японская нойз-группа Merzbow использовала его в своём названии.

Нью-Йоркский дадаизм концентрируется на экспериментах в области абсурда. В Америке поднимались проблемы тиражирования и общества потребления, что как раз и выразилось в реди-мейдах Дюшана, скульптурах Ман Рэя [имя при рождении - Эммануэль Радницкий – прим.ред.]. Парижская ветвь дадаизма получила задачу обновления языка. Это было больше движением литераторов, чем художников. Парижский дада - почти сюрреализм, он мистифицирует и поэтизирует реальность, созерцая "синие фонтаны, пред которыми так и хочется пасть на колени" ("Магнитные поля" А. Бретон, Ф. Супо).
Макс Эрнст «Europe After Rain» 1942
6. Характерные черты
Вообще-то дадаизм не имел единых формальных признаков, как другие стили. И в этом смысле его не считают настоящим направлением в искусстве: «…то была гроза, разразившееся над искусством того времени, как война над народами» (Х. Рихтер. Дада: искусство и антиискусство).

Сочетание механических и биологизированных элементов изображения очень характеризует дада. Посмотрите на работы Макса Эрнста и Ман Рэя, скульптуры Рауля Хаусмана и всё станет понятно.

Дада уничтожает смыслы предметов, что даёт великое поле для экспериментов. Для дадаизма говорить «да» значит говорить «нет». Поэтому абсурд - марка дадаизма.

Дадаизм стремился проявить себя в как можно большем числе искусств. Универсализм деятельности – очень характерная черта дадаизма, художники синтезировали искусства, создавая свои «дада-объекты».

Поэтому дада осознал фигуру художника в принципиально ином ключе. Теперь художник имел право объявить искусством любой предмет. Именно так поступил Марсель Дюшан со своим знаменитым писсуаром «Фонтан». Реди-мейд никак не обусловлен эстетически, это - просто рефлективное «выхватывание» объекта из реальности, потому что спонтанность - признак свободы.

Реди-мейд – это визуальное равнодушие, «фактически полная анестезия» (Х. Рихтер). Это ирония над реальностью, которая выражалась в вопросе об оригинальности произведений искусства: «Искусство — это надувательство!». Сушилка и велосипедное колесо М. Дюшана – лишь выражение Ничто, фатализм.
Марсель Дюшан "Фонтан"
7. Методы, язык, техника
Это, пожалуй, самое интересное, что изобрел дадаизм. Дадаисты придумали множество способов, как транслировать свои идеи в мир.

Коллаж - со­еди­не­ние в од­ном про­из­ве­де­нии под­чёрк­ну­то раз­но­род­ных эле­мен­тов, используется главным образом для получения эффекта случайности от сочетания разнородных материалов;

Фроттаж - (от фр.frotterтереть) создание картины путем воспроизведения фактуры того или иного предмета при помощи растирания бумаги;

Граттаж (от фр. gratter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или холста, залитых тушью или масляными красками;

Декалькомания - изготовление печатных оттисков (переводных изображений) для последующего сухого переноса на какую-либо поверхность при помощи высокой температуры или давления;

Аэрографы - картины, созданные при помощи воздушного пистолета

Рейографы - отпечатки предметов на светочувствительных поверхностях

Оптофонетика – полиграфический метод, созданный для записывания «фонетических стихотворений» (применение разнородных шрифтов для выражения звуков стиха, что придаёт характер музыкальной записи);

Симультанный стихискусство сумбурной переклички;

Бруитский стих - шумовой стих — от франц. bruit – шум;

Статический стих - создает из каждого слова индивидуальность (напр. из трех букв ЛЕС является лес с кронами деревьев, ливреями лесничих и дикими свиньями, быть может, даже с пансионатом, быть может, даже с бельведером или bella vista (Р. Хюльзенбек. Манифест дадаизма, 1918).
Луи Арагон (1897–1982)
Из книги «Предназначение поэзии»(1925–1926)
Доброе мартовское пиво
Жану Бернье


В лесах Сюрена

Водилась сирена

Вылитый папочка

Министр финансов

Министр монстр

И глуп как пробка

Но попка твоя

Такая попка

Папаша с папкой

Дочурка с попкой

В лесах Сюрена

Водилась сирена

Вылитый папочка

Министр финансов

В прелестном шале я Тебя обожая

Дрожа я В пылу поцелуя

Тебя уважая

Шалею

В лесах Сюрена

Водилась сирена

Вылитый папочка

Министр финансов
БРУИТСКИЙ стих
из Манифеста дадаизма, 1918 Рихарда Хюльзенбека :
описывает трамвай таким, какой он есть, дает сущность трамвая вместе с зевотой рантье по имени Шульце и скрежетом тормозов.
Рауль Хаусман, "Эластикум", 1920
8. Влияние
Мы не случайно написали, что манифест дада перевернул историю искусства. Влияние дадаизма простирается на всю историю искусства XX века - от сюрреализма до современных искусства.

Дада заложил основы перформанса как жанра. Фактически, всё что творилось в «Кабаре Вольтер» и было перформансом.

Мерц-картины К. Швиттерса переродились в направлении джанк-скульптуры, реди-мейд Дюшана стал основой идеологии поп-арта. Что и говорить, неодадаизм до сих пор даёт о себе знать! Некоторые теоретики считают, что именно дадаизм заложил основы культуры постмодерна.

Влияние дадаизма распространилось даже на Россию. Кстати, рядом с «Кабаре Вольтер», в районе Шпигельгассе, жил Ленин. Современник тех событий, Ханс Рихтер пишет, что не раз видел Ленина в Цюрихе и Берне, а Распутина в российской прессе и вовсе называли дадаистом! Но если вернуться к искусству, в 1920 году в России появляется группа под названием «Ничевоки», которая прямо цитирует дадаистов.
Перформанс в "Кабаре Вольтер"
9. Как отличить дада от похожих течений?
В разное время к дадаизму примыкали Адре Бретон, Филипп Супо и другие зачинатели сюрреализма. Границы между сюрреализмом и дадаизмом проследить довольно сложно. Однако, исходя из первоначальной концепции «манифеста», мы можем дать вам некоторые рекомендации. В первую очередь, обратите внимание на объект деятельности художников: дадаизм был направлен на выход в материальный мир.

Разберём конкретнее: классический пример дадаизма в кино - фильм Рене Клера "Антракт" (или "Спектакль отменяется"). Фильм уже своим названием манифестирует дадаизм: это рассказ о спектакле, который никогда не произойдет. В прологе Эрик Сати и Франсис Пикабиа наводят пушку прямо в зрительный зал — это был оригинальный способ дать "третий звонок". Фильм переполнен сценами убийства - дада пародирует существующую реальность. А вот Луис Бунюэль в своем фильме "Андалузский пёс" уже реальность препарирует, разрезая человеческий глаз, он исследует глубины человеческого бессознательного.

В целом, дадаизм – это всё-таки явление историческое. Его влияние велико, но всё, что случилось после него читается уже с приставкой нео- и пост-.
Одна из афиш "Андалузского пса"
10. Где смотреть живьём?
Лучшее, что можно сделать – это поехать в то самое кабаре, альма-матер дадаизма. Владелец «Кабаре Вольтер», Андриан Нотц активно занимается популяризацией наследия дадаистов и воссозданием атмосферы времен расцвета дада. Если говорить о музеях, то высокая концентрация работ дадаистов находится в Национальном музее Цюриха, Берлинской галерее, коллекции Гугенхайм, МоМА. Но, в целом, они не очень многочисленны. Так что лучше обратиться к музеям, посвященным конкретным персоналиям дада. Например, музей Янко-Дада в Израиле, работы Марселя Дюшана хранятся в музее Филадельфии, Музей Макса Эрнста в 2005 году открыт в его родном Брюле, работы Курта Швитерса находятся в Шпренгель-Музее Ганновера.

В собраниях российских музеев найти дадаизм не представляется возможным. Можно лишь отслеживать временные выставки по тематике, которые, конечно же, очень редки. Посмотреть симультанный перформанс Хуго Балля «Рождественская мистерия» можно в Петербурге. Его ставит Театральная Лаборатория на площадке Российской Национальной Библиотеки. Хотя, на самом деле, эту постановку мы не советуем, дабы не разочароваться в дадаизме прежде, чем проникнуться его красотой.

Made on
Tilda