ВЕРХОМ НА БТРЕ. КУДА СЕГОДНЯ МЧИТСЯ ТЕАТРАЛЬНЫЙ БРОНЕВИК?

Оксана Шовырина
Уже десятый по счету апрель проходит для жителей Ярославля под знаком аббревиатуры «БТР». Однако за тремя знакомыми буквами скрывается вовсе не очевидный зверь. БТР – сокращенное название фестиваля «Будущее театральной России», который проходит в городе в разгаре каждой весны.
Девиз фестиваля - «Профессиональный дебют – на первой русской сцене». Таким его задумали инициаторы во главе с театральным менеджером Борисом Мездричем в 2009 году, таким он продолжает жить и в юбилейном, 2018-м. Идея создания рождается из обсуждения будущего современного театра: соединить молодость театрального института и профессионализм театра драмы деятелям искусства видится остро необходимым. В первый сезон символом фестиваля выступает полено. То самое, из которого папа Карло вытесал в сказке удивительного человечка. Впоследствии символом БТРа становится апельсин - сочный и свежий. За 10 лет на фестивале было сыграно около 200 студенческих спектаклей, участниками стали почти 4000 молодых людей из 30 театральных школ. Сегодня БТР проходит при поддержке Правительства Ярославской области и Министерства Культуры РФ.
В отличие от большинства современных фестивалей, БТР является площадкой для демонстрации и раскрытия таланта начинающих актёров. Молодым поклонникам Мельпомены предоставляется прекрасная возможность попробовать себя на большой сцене и посмотреть на игру своих соратников по цеху. Выпускники лучших театральных ВУЗов страны демонстрируют жюри свои дипломные работы. Сегодня - ещё беззаботные студенты последних курсов, уже завтра они встанут перед серьёзным вопросом трудоустройства и творческой реализации. Вероятно, именно оттого БТР проходит именно в апреле. Накануне окончания ВУЗа студентам предоставляется уникальная возможность проявить себя и перед театральным зрителем, и перед маститыми титанами сцены– художественными руководителями и именитыми режиссёрами лучших российских площадок. Другого такого шанса раскрыть себя и получить путёвку в театральную жизнь у актеров из провинциальных школ просто нет. Обмен взаимовыгоден: театры получают беспрецедентную возможность привлечения в свои коллективы молодых и перспективных людей, открыть новые имена.

Ярославский арт-фест интересен ещё и тем, что не имеет ограничений по форме или направлению. Здесь приветствуются любые формы театрального языка: как традиционные, так и ультрасовременные. От музыкальной постановки театра глухих до иммерсивного и документального театра.

Более 300 выпускников театральных школ из Хабаровска, Екатеринбурга, Воронежа, Нижнего Новгорода, Москвы и Санкт-Петербурга отыграли свои дипломные спектакли в этом году. Всего 16 работ, одна из которых – буквально «двухсерийная».

Фестиваль открыл кукольный спектакль Ярославского государственного театрального института «Мастерская. Inside». Кукольники – особая профессия, тонкая и малопонятная. Зритель привык считать, что их спектакли исключительно для детской аудитории; о том же, как готовят актёров-кукольников, у обывателя и вовсе нет чёткого представления. Студенты и режиссёры ЯГТИ в этом году решили заполнить этот пробел, создав спектакль, соединивший этюды, сыгранные за четыре года обучения: пред нами попеременно предстают то живые образы, то образы с куклами.
ЯГТИ «Мастерская. Inside»
Курс Игоря Золотовицкого и Сергея Земцова московской Школы-студии МХАТ привез спектакль «ЧудоЧудоЧеловек», который с успехом идет уже два года - феерия сменяющихся сюжетов, посвященных жизни и творчеству Корнея Чуковского. В спектакле нет привычных образов. Актеры обживают пространство сцены ещё до начала спектакля, когда зрители только собираются в зале. Ужин за импровизированным столом под жёлтым абажуром в Переделкино сменяется фантазией на тему «Федорино горе» в современной музыкальной обработке. Гремят тарелки и ложки, шуршат пластиковые бутылки, звенят самовары и блюдца. И вот уже рядом вырастает чудо-дерево с кедами, неистово кричит воинственный индеец. А в импровизации на тему «Айболита», где дети идут «в Африку гулять», на сцене появляется огромный страшный крокодил, сменяемый символичным костром из рук. Музыкальный вариант Бармалея под «Bamboleo» чередуется с чтением газет, в которых советские критики осуждают «поверхностное творчество» писателя, рассуждающего о растущих на дереве калошах. Эта постановка – сплошная импровизация, и в то же время – яркое последовательное прочтение жизни взрослого человека с детской душой.
Школа-студия МХАТ «ЧудоЧудоЧеловек»
Мхатовцы порадовали публику сразу двумя злободневными постановками. Помимо спектакля-концерта на БТР был представлен «Te Deum» в технике verbatim, в котором актёры представили галерею интервьюируемых прообразов, повествующих истории своей жизни. В работе как кружево переплелись монологи обывателей, простых людей из разных социальных слоев. И в каждый - вплетено воззвание к Богу с молитвой современного человека - о самом важном. Подхватил фестивальное движение многогранный дипломный спектакль РИТИ-ГИТИС «По Руси» по рассказам Максима Горького, поставленный народным артистом Сергеем Яшиным в традиционной манере.
РИТИ-ГИТИС «По Руси»
А завершился БТР грандиозным действом, поставленным с поистине наполеоновским размахом. «Мастер и Маргарита» Санкт-Петербургского театра «Мастерская» —дословно «представление неоконченного романа в 4 действиях, 2 спектаклях, 155 персонажах, 28 исполнителях». Такого многоуровневого и масштабного спектакля БТР ещё не видывал. Уникальность постановки в том, что в её основе – практически вся книга Булгакова, в отличие от предыдущих работ, где использовались лишь отдельные сюжетные линии романа. Этот спектакль состоит более чем 50 эпизодов, уместившихся в 2 театральных вечера. Зритель за 2 дня буквально погружается в мир триумфа нечистой силы, мир символов и любви. Перевоплощения более чем 150 персонажей на сцене реализуют 28 актёров. Команда, в которой каждому отведено несколько ролей, от малозаметных до ключевых - поистине гигантский актёрско-режиссёрский труд с большим будущим.
Театр «Мастерская» «Мастер и Маргарита»
Все билеты на фестиваль были раскуплены задолго до его начала, обычные люди признавались, что на постановки ВУЗов, на игру начинающих актёров им смотреть зачастую интереснее, чем на спектакли именитых московских или питерских театров. Только на БТР можно за одну неделю почувствовать пульс современного российского театра. И дело тут вовсе не в противостоянии новой и старой школы, а, прежде всего, в открытости молодых актёров и начинающих режиссёров всему новому, в их гибкости и готовности к экспериментам.

Театральный фестиваль завершился, но уже через год апрель с новой силой заразит зрителя «апельсиновой» театральной лихорадкой. Снова молодые актёры будут впервые с волнением выходить на большую сцену, а жюри - придирчиво присматриваться к подрастающему поколению. А зритель, как и каждый год, будет спешить на спектакли фестиваля, отодвигая на неделю все прочие дела.
Made on
Tilda