ВСЁ САМОЕ АКТУАЛЬНОЕ НА "ДРУГИХ БЕРЕГАХ"

Мария Шрамова
В рамках серии #ПРИТЯЖЕНИЕ в «Манеже» открылся выставочный проект «Другие берега». Мы побывали на открытии, и теперь расскажем от чего гигантская подсвеченная труба и бумажная архитектура теперь выставляются в художественных галереях, а также, кто и почему является локомотивом развития современного российского искусства
Участниками выставки стали одни из самых весомых фигур среди современных российских художников: AES+F, Виноградов, Дубосарский, наши любимчики из современной русской волны Urban Contemporary, а также, эпичные Recycle Group. Экспозиции разнообразны: от величественного изображения ветеранов войны в лубочном стиле на полотне длиной более 20 метров до дополненной реальности.


Название выставки, помимо литературной отсылки к «Другим берегам» В. Набокова, несет в себе идею взгляда на окружающее «с другого берега»: из окна поезда Москва — Санкт-Петербург, на историю через архитектур, на мир с перевернутого ракурса, на город и его жителей- из толпы или на некоторой дистанции. Это и отсылка к тому, что Россия – речная «цивилизация», и напоминание о том, что «берег»- однокоренное к «беречь».

Красной линией проект пронизывает тема памяти как коллективного бессознательного, из которого мы черпаем опыт тысячелетнего существования человека на Земле.
«Ответ на вопрос, как меняется память в эпоху перенасыщения информацией и постоянного обновления технологий, лежит скорее в области когнитивных наук — этот процесс происходит на наших глазах, изучается и не имеет однозначного ответа. Художественный подход в этом поле связан и с проблемами коллективной памяти, и с важностью сохранения персональных воспоминаний. На выставке этот вопрос затрагивают многие авторы. В первую очередь, это работы Александра Бродского, для которого тема «руин» является одной из ключевых — созданные им хрупкие глиняные фасады, бетонные таблички с номерами старых телефонов и работы на рубероиде передают эфемерность и тленность жизни. Тотальный живописный полиптих Виноградова и Дубосарского посвящен Дню победы и является масштабным «памятником» героям Второй мировой войны. Эти и другие работы подтверждают, чтоискусство может быть полноправным хранилищем воспоминаний, а также дают надежду на существование памяти культурной».

Серия проектов «Манежа» #ПРИТЯЖЕНИЕ направлена на то, чтобы всесторонне познакомить петербургскую аудиторию с работами молодых современных российских и зарубежных художников, поднимающих эти злободневные вопросы.


Так, бумажная архитектура Александра Бродского отсылает нас к футуристическим проектам, оставшимися мечтой архитекторов-утопистов. Здесь прошлое и будущее смыкается до состояния «сверхновой», преобразуя персональную память в память коллективную.

Когда Алексей Беляев-Гиновт с помощью цифровой печати на китайском шёлке погружает ВДНХ на дно мирового океана, он создает из ВДНХ новый исторический миф, презентацию самоидентичности постсоветского человека.

А когда художники из уличной волны (Миша Most, Nootk), обращаются к теории разбитых окон как первому осмыслению стрит-арта они достают из руин памяти те импульсы, которые задали развитие этому направлению. Теперь уже они сами смотрят на себя «с другого берега», глазами исследователя-археолога и, тем самым, архивируют современность.
RECYCLE GROUP: CONVERSATION
Монументальный барельеф от Recycle Group из серии Conversation сделан из тонких пластмассовых полосок, идущих на переработку. Эти художники утверждают новое начало в искусстве: когда мы создавали картины из мусора - мы производили лишь фиксацию современного состояния общества, искусство же из материалов идущих на переработку эко-этично. К тому же, оно ставит перед нами новые метафизические вопросы о том, что есть прошлое. Это мусор, который следует переработать, а не сооружать постмодернистские коллажи и компиляции исторических эпох?



Проект «Другие берега» был поставлен в сотрудничестве с галереей «Триумф». Она курирует большие выставки современного искусства в России и за рубежом, а также поддерживает молодое искусство. С 2013 года ,совместно с московским «Манежем» и Центром культуры MediaArtLab, были организованы выставки молодых медиахудожников. В 2015 году, например, в рамках параллельной программы 56-й Венецианской биеннале современного искусства были представлены персональные выставки AES+F и Recycle Group.


Куратор галереи «Триумф» Марина Бобылева ответила на наши вопросы о том, что значит быть современным художником и о чем говорит современное искусство сегодня:
Excoda: Есть ли какая-то особенная миссия у искусства в России?

Т: Мне кажется, что миссия искусства не должна разделяться по странам. Для меня, это глобальный, сверхкоммунистический проект, и мне видится неправильным разделение художников по регионам и странам, будто это какое-то состязание. Но, конечно, художники, живущие здесь, осмысляют в первую очередь те события и факты, которые происходят рядом с нами. Миссия художника, в глобальном смысле, состоит в том, чтобы делать актуальное, резкое и острое искусство, вне зависимости от местоположения.


Excoda: На кого следует обратить внимание из современных художников сегодня?

Т: Если говорить об этой выставке, то она начинается работой Recycle Group, эти художники уже завоевали определенную популярность и славу, за ними можно следить дальше, смотреть, как они развивают свой подход, который, в принципе, всегда был один. Их вещи всегда изобретательны. Например, на выставке есть работа «Template of Life», которая является симулятором отключения машины от сети- эта большая труба, которая, я думаю, будет очень популярна у зрителей и сама по себе, и как идея она тоже довольно увлекательна. На сегодняшний день есть очень много интересных художников, они все работают с разными темами, с разными медиумами.


Excoda: Есть ли у современного искусства какая-то своя, новая задача?

Т: Самое важное, наверное, это то, что современное искусство – это искусство нашего времени, нашей эпохи. Его делают те же люди, которые переживают те же вещи, что и мы с вами.


Excoda: Как родился этот проект?

Т: Триумф – это большая галерея, которая проводит очень много выставок. Художники, с которыми мы работаем, связаны с разными медиумами: здесь есть инсталляции, интерактивные работы, скульптуры; они занимаются разными темами. Мы посмотрели на это разнообразие и стало очевидно, что связывать их одной темой, то есть построить с ними обычную выставку – это трудно, и в этом нет никакого смысла. Наша задача была, скорее, показать их разнообразие и попытаться найти некие перекликающиеся темы. Например, в первых двух комнатах – это темы перемещений из одного места в другое, из города в город, и архитектуры как выражением метафизического «Я». Параллельно - труба, рассказывающая про виртуальную эпоху, про восстание машин, и это тоже некое «перемещение» как процесс, который ты переживаешь. Работы Александра Виноградова, Владимира Дубоссарского и Дмитрия Гутова затрагивают темы памяти, которая перекликается с работами Recycle, отчасти, все они смотрят на память с другой стороны: это то, как сейчас мы сохраняем наши данные. Или поиск ответа на то, можем ли мы сохранить сознание и получить «цифровое бессмертие»? Вот такие переклички. Здесь нет четкой последовательности «от одного до десяти», но есть некая мозаика, которую можно смотреть параллельно.
AES+F "Last Riot. Panorama 1"
Excoda: Художники показывают нам, как архитектура становится транслятором внутреннего состояния: здания становятся свинцовыми, сжатыми и перекрученными как алюминиевые банки. Как городские ландшафты изменяют ход времени, способны ли они изменить самого человека?

Т: Город меняют его жители — прокладывая свои дорожки поперек тротуаров, создавая сообщества или частные инициативы. Город меняет или создает своих жителей — задает темп, предлагает схемы передвижения, способы коммуникации. Это влияние может быть взаимным или диалогическим. Часто протоптанные жителями дорожки позже укладывают асфальтом, а места случайных сборищ людей превращают в скверы или парки (так, например, появилась площадь перед Казанским собором в Санкт-Петербурге). Такие проявления связаны с направлением психогеографии, от которого мы также отталкивались при подготовке выставки, чтобы дать возможность зрителю составить свой маршрут по экспозиции и познакомиться с разными авторами, работающими с разными медиа и темами — без заданной последовательности и хронологии.


Excoda: Сегодня всё более актуальной темой в современном искусстве становится «изучение границ», которая также представлено и в вашем проекте. Почему?

Т: На выставке в работах Павла Отдельнова, Генсу Ана или Александра Якута рассматриваются переходные зоны между центром и окраиной, между мегаполисом и его пригородами. Предполагаю, что именно момент контраста между этими территориями и привлекает авторов и заставляет общаться к этой теме вновь. В галерее "Триумф" есть целое подразделение "Department of Research Arts", которое занимается проектами на стыке искусства и антропологии, географии и других наук. В данный момент, кураторы подразделения готовят выставку "По краям", которая целиком посвящена территориям России, находящимся на максимальном удалении от центра, друг от друга, и живущим по особому кодексу. Например, Владивосток, Анадырь или Калининград. В нашем случае, интерес к этой теме обусловлен последствиями глобализации, с которыми мы неизбежно сталкиваемся. Ее позитивные и негативные следствия запустили процесс обновления социальных взаимоотношений, которые обостряются именно в пограничных зонах .
Made on
Tilda