Визуальный образ эпохи. 70 лет фотоагентству Magnum

Кто создает наши представления о важнейших мировых событиях с помощью фотографии
Что первое приходит в голову среднестатистическому жителю города-миллионника в России при звуках словосочетания «репортажная фотография»? Люди разной степени опрятности с камерами в руках на свадьбах или на прочих семейных мероприятиях; огромные объективы спортивных фотографов стоимостью с хорошую машину; возможно, чёрно-белые картинки из старых печатных газет. И чуть пореже - клубы, бары, портал Геометрия и их коллеги по цеху из других организаций. Человек чуть более широкого кругозора вспомнит выставки World Press Photo, москвичи - Мультимедиа Арт Музей, практически полностью посвященный фотографии. Любые стереотипы - полуправда, а первые ассоциации говорят о нашем культурном уровне куда больше, чем о самом феномене.

Как мы знаем из идей современного искусства, всё вторично. И особенно это касается современной фотоиндустрии. В этом материале мы расскажем вам о своего рода исходных файлах (или негативах, если бы мы жили в доцифровую эпоху) для современных репортажных фотографов - плодах работы участников фотоагентства Magnum, которое в мире неподвижных изображений является таким же знаковым, как Американская Киноассоциация - в мире движущихся.
Нет второго такого события, как Вторая мировая война, столь сильно изменившего наш мир. Ещё до 1939 года фотография получает поистине сильный толчок благодаря распространению компактной 35-миллиметровой Leica - инструмента, позволяющего снимать где угодно, быстро менять плёнку и не пользоваться штативами.
Но война окончательно преобразила индустрию: фотография в довесок к документированию действительности получает важную роль передатчика эмоциональной составляющей события. Сьюзен Сонтаг пишет: «Если камера – сублимация оружия, то фотографирование – сублимированное убийство – короткое убийство, под стать печальным, испуганным временам». В этом отношении военный фотограф в чём-то уподобляется Мамаше Кураж, персонажу Брехта, с её известной фразой «Меня кормит война». Пока во всем мире происходят военные столкновения, спрос на фотографов высок, а проблема с авторскими правами и гонорарами не поднимается. Однако после 1945 года ситуация меняется.
Высадка союзников в Нормандии, 1944 Robert Capa, Magnum Photo
Уходят времена бедствий и наступают другие, не менее трудные, времена бедности и строительства новой жизни на обломках довоенного мира. Конечно, люди не перестают читать газеты, но спрос на работу фотожурналиста падает. Пресса неохотно платит деньги, права на фотографии остаются у изданий, а запрос на репортажи из горячих точек низок как никогда. Именно в это время, в 1947 году, и появляется первое в мире фотоагентство - Magnum – как реакция упадок в сфере репортажной фотографии. В каждой эпохе есть свои герои, защищающие права какой-то группы - Magnum становится таким героем для мира фотографии. Агентство едва сводит концы с концами, Капа играет на скачках, чтобы заплатить секретаршам, но однажды выбранный путь проводника художественной репортажной фотографии и защитника авторских прав фотографов в конечном итоге оказывается верным. В агентство начинают приходить и другие, столь же талантливые авторы, которых рассылают по различным частям света с одной целью - показать людям тот мир, в котором мы живём, задокументировать эпоху и сделать искусство фотографии значимым, каким знаем его мы сегодня.
Фотографы-основатели Magnum Photo
Роберт Капа
Дэвид Сеймур
Анри Картье-Брессон
Джордж Роджер
Пожалуй, за вторую половину XX века не было события, которое бы не было зафиксировано фотокамерой. Каждой строке в мировой истории соответствует определенный визуальный образ в нашей памяти, и во многом это достижение фоторепортёров из Magnum. Вьетнамская война, испытания атомных бомб в США, демонстрации в Париже, оккупация Чехословакии, бойня на площади Тяньаньмэнь - малый список того, что происходило в мире и было раз и навсегда снято на фотоплёнку.

Рита Вандиверт стала первым президентом агентства и главой его нью-йоркского офиса, Мария Эйснер — главой парижского отделения. Остальные фотографы разделили планету на «сферы»: Джорджу Роджеру достались Африка и Средний Восток, Картье-Брессону — Южная и Восточная Азия. Дэвид Сеймур и Билл Вандиверт получили Европу и США соответственно, а Капа был свободен ездить туда, куда его позовут собственное любопытство и происходящие события.
Военная фотожурналистика навсегда изменила мир. Появление беспристрастного наблюдателя - камеры - означает возможность для зрителя увидеть правду. Правду, происходящую в реальном мире, а не правду, написанную художником или рассказанную свидетелями и должностными лицами.



Неизвестный бунтарь - условное имя, под которым стал известен человек, в течение получаса в одиночку сдерживавший колонну танков во время волнений на площади Тяньаньмэнь в июне 1989 года.
"Неизвестный бунтарь", Jeff Winder, Magnum photo
Одной из первых больших историй для членов Magnum была съёмка в Советском Союзе: Роберту Капе и писателю Джону Стейнбеку позволили рассказать о жизни за железным занавесом без цензуры. Результатом этой поездки стала книга "Русский дневник". Этот репортаж сделал Magnum по-настоящему известным агентством с репутацией организации, которая «в силу возможностей и способностей рассказывала правду о современном мире».
Robert Capa, Magnum Photo
За последующие пять лет членами агентства становятся такие фотографы, как Ева Арнольд, Эрих Хартман, Эрих Лессинг, Марк Рибо, Крин Таконис, Вернер Бишоф и Эрнст Хаас.


Популярность Magnum растёт, и уже агентству предлагают сотрудничество, в том числе, журнал Life, который в период работы с Magnum становится образцом хорошей журналистики. И все благодаря тому, что все члены фотоагентства имеют право снимать, сочетая свой авторский стиль и репортаж, что до появления Magnum было просто немыслимо. Из обычного исполнителя фотограф превращается в полноценного автора. Число направлений в фотографии, представленных в Magnum, множится. Ева Арнольд и Эллиотт Эрвитт снимают знаменитостей, таких как Мэрилин Монро, Марлен Дитрих, Кларк Гейбл. Эллиотт Ланди снимает культуру хиппи, Сеймур в последние годы занимается фэшн-фотографией.
Marilyn Monroe by Elliott Erwitt, Magnum Photo
В 1972-м журнал Life прекращает своё существование. С ним заканчивается эпоха, которую сегодня называют золотым веком фотожурналистики. Без Life и других фотожурналов, которые брали бы их работы, сотрудникам Magnum пришлось снова искать новые способы запечатлеть «решающий момент». Кто-то, как, например, Крис Стил-Перкинс, уезжает в Африку и снимает там культуры, до которых ещё не добрался дух цивилизации и технологии. Кто-то, как Сюзан Майселас, обращается к прежде не обсуждаемым в фотомире субкультурам.

«Афганская девочка» Стива Маккарри, попавшая на страницы National Geographic в 1985-м, стала провозвестником настоящего успеха фотографов Magnum. Это не просто один из самых узнаваемых портретов в мире, не только самая растиражированная фотография, но и крайне ёмкое олицетворение ужаса войны. «Афганская девочка» не обычный портретный снимок. За долгие годы именно этот кадр стал чем-то вроде «сверхпортрета», когда индивидуальное изображение становится образом всех пострадавших от военных действий.
Steve Mccurry, Magnum Photo
Что такое Magnum сейчас? Это не сообщество фотографов в привычном понимании слова. Это меньше ста лучших фоторепортёров со всего мира, поставившие себе целью рассказать миру о текущих проблемах, событиях, красотах, традициях и людях в разных странах. На данный момент Magnum - это агентства в Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Токио, и ещё 15 субагентств, которые снабжают кадрами все ведущие издания, прессу, рекламные агентства, телевизионные каналы, галереи и музеи.

Стать членом Magnum можно было только если Роберт Капа вдруг пригласит вас лично. После его смерти в 1955 году вводится трёхступенчатая система отбора в агентство. Фотографы-члены Magnum встречаются раз в году, в последние выходные июня, в ньй-йоркском, лондонском или парижском офисе для обсуждения текущих дел агентства и своеобразной творческой тусовки лучших из лучших. В один из дней они отбирают портфолио новых кандидатов - 80 снимков - и голосуют. В случае, если кандидат получает более 75% голосов, у него есть шанс стать членом Magnum. Он становится «номинантом».

Такая категория даёт возможность и действующим членам, и претенденту поближе познакомиться друг с другом, но ещё не предполагает каких-либо обязательств ни для одной из сторон.

После двух лет «номинант», который хочет стать ассоциированным членом, может представить ещё одно портфолио. В случае одобрения, фотограф принимает правила Magnum и начинает пользоваться всеми преимуществами и возможностями членства. После ещё двух лет он может подать следующее портфолио, чтобы получить полное членство. В чём разница между двумя последними категориями? Ассоциированный член не входит в директорат компании и не имеет права голоса при принятии корпоративных решений. Полноправный член является сотрудником Magnum до конца жизни или пока этого желает. В каком-то смысле это похоже на вступление в семью, семью лучших из лучших.

На сайте Magnum доступны серии фоторабот агентства за 70 лет, подобранные по темам. Рекомендуем к просмотру!
Made on
Tilda